The Art Newspaper Russia
Поиск

Михаил Миндлин рассказал о реконструкции самарского «Серпа и молота»

Фото: progorodsamara.ru

Фото: progorodsamara.ru

Проект реконструкции здания Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), который разместится в бывшей фабрике-кухне в Самаре, покажут на фестивале «Зодчество», проходящем в Центральном доме художника с 1 по 3 октября. Его разработали Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Министерства культуры РФ, победившие в открытом конкурсе. Концепцию реконструкции написали член Федерального научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры РФ, заместитель декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Виталий Стадников и директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

Как рассказал нашему корреспонденту Михаил Миндлин, здание, находящееся в плачевном состоянии, будет восстановлено в соответствии с первоначальным конструктивистским проектом архитектора Нарпита Екатерины Максимовой, без изменения планировки, а с приспособлением ее под нужды центра. Планируемая инфраструктура самарского ГЦСИ впечатляет: помимо выставочных пространств, там появятся лекционные залы, медиатека, многофункциональный кинозал, помещения для проведения конференций, зона резиденций для работы приглашенных художников, хранилища и многое другое. Конкретные сроки реализации проекта и его бюджет будут определены после выбора генерального подрядчика. Возглавляет филиал Роман Коржов, а художественным руководителем назначен самарский художник Владимир Логутов.

Здание бывшей фабрики-кухни было построено в 1932 году. В своем первозданном виде постройка, совмещавшая в себе передовые инженерные технологии, утилитарность и идеологический посыл (с высоты птичьего полета его очертания напоминают серп и молот), существовала недолго: уже в 1944 году она была реконструирована по проекту самарского архитектора Ивана Салоникиди. Тогда под предлогом сохранения тепла здание лишилось обильного остекления, взамен его внешний фасад приобрел классический декор.

Однако последний не пережил прихода свободного рынка: в 1998–1999 годах, когда в постройке расположились торговый центр и клубы, классические элементы были сбиты, на смену им пришла пластиковая рейка, которой обшили все здание, заново перекрытое пронзительно-синей крышей. Изменения претерпела и планировка бывшей фабрики-кухни: атриум спортзала перекрыли, а потолок с уникальными балочными конструкциями был скрыт от глаз посетителей.

Долгое время здание было предметом спора между его собственниками, намеревавшимися построить на этом месте офисно-развлекательный центр, государством и неравнодушной общественностью, требовавшей признать постройку объектом культурного наследия. Осенью 2013 года по инициативе депутата Государственной Думы Александра Хинштейна Самару посетил министр культуры Владимир Мединский. Тогда было решено выделить около 350 млн руб. на восстановление фабрики-кухни и поместить в ней новый филиал Государственного центра современного искусства. В декабре того же года памятник был передан городу, а в октябре следующего в соответствии с приказом Министерства культуры РФ в Самаре был создан Средневолжский филиал ГЦСИ.

Помимо Средневолжского, у московского Государственного центра современного искусства есть еще шесть филиалов. Самое большое историческое здание, реконcтрукция которого закончилась в этом году, принадлежит Волго-Вятскому филиалу, открытому более десяти лет назад в Нижнем Новгороде. Это нижегородский Арсенал. Первый этап его реставрации в 2013 году был отмечен премией нашей газеты.

Просмотры: 3279
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
9
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru