18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разработан дизайн музея Константина и Виктора Мельниковых, но многие экспонаты пока недоступны

№37
Материал из газеты

Концепция музея не может быть реализована без материалов, ставших заложниками судебного процесса

Работая над созданием Музея Константина и Виктора Мельниковых, в Музее архитектуры им. Щусева решили устроить во дворе дома Мельникова  в Кривоарбатском переулке показ фотографий и чертежей из архива архитектора, которые были обнаружены в ходе недавней описи. На заработавшей сегодня выставке "Открытый Мельников" демонстрируются инсталляции с реализованными и конкурсными проектами - в частности, ДК им. Русакова и так и не построенным зданием Наркомтяжпрома.

У будущего музея Мельниковых тем временем уже появился дизайн постоянной экспозиции. Его разработала московская группа архитекторов Citizenstudio, основанная Михаилом Бейлиным и Даниилом Никишиным. Экспозиция должна будет расположиться в доме садовника усадьбы Талызиных на Воздвиженке, в пешей доступности от дома Мельникова, с которым он в будущем соединится экскурсионным маршрутом. Непростую для экспозиционного пространства планировку здания, состоящего из множества небольших комнат, создатели проекта использовали для реализации концепции «линии жизни» архитектора: сквозь помещения будет проходить своего рода лента — непрерывный белый гипсокартонный подиум и стена из того же материала. Последняя будет изменяться в соответствии с развитием творческой жизни мастера — цельная в периоды расцвета и прерывистая в залах, посвященных времени, когда один из самых известных авангардных архитекторов был фактически изгнан из профессии. Также в одном из залов будет представлена живопись Виктора Мельникова. «Мы не разделяем экспозицию на Константина и Виктора и считаем, что Виктор во многом продолжение Константина. Хотя Виктор был безусловно самостоятельной творческой личностью, наследие отца сыграло огромную роль в его творческом становлении, так что его творчество вплетено в основную линию», — рассказал нашему изданию Даниил Никишин.

Опыт работы с молодыми архитекторами у Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, филиалом которого является дом Мельникова, давний: в 2013 году Citizenstudio выиграли конкурс на лучшую концепцию музея в доме Мельникова. Их проект Тапки для дома Мельникова предполагал полное невмешательство в облик дома, за исключением реставрационных работ и добавления характерной для музеев на территории бывшего СССР детали — тапочек. Однако в отличие от самого особняка, куда уже сейчас можно попасть с экскурсией, время открытия музея отца и сына Мельниковых туманно. Как рассказал TANR директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Павел Кузнецов, оригинальные архивные материалы, завещанные Виктором Константиновичем Музею архитектуры, не могут быть использованы для создания экспозиции до завершения наследственного дела. В своем завещании Виктор Мельников передал государству все свое имущество, включая собственную живопись, предметы мемориальной обстановки особняка, само здание и необходимые для формирования экспозиции архивы. Однако на данный момент судебный процесс не завершен, и Музей архитектуры имеет право только обеспечивать их сохранность. «Мы выражаем скромную надежду на то, что следующий год будет переломным с точки зрения экспозиции», — сообщил Павел Кузнецов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+