The Art Newspaper Russia
Поиск

Алфавит «Алефбета»

В книгу Михаила Ямпольского «Живописный гнозис», изданную «Ш.П.Бреус», вошли два эссе, посвященные известнейшему художнику-концептуалисту Грише Брускину

Как известно, творческая биография Гриши Брускина примечательна тем, что в 1989 году его работа «Фундаментальный лексикон» была продана на первом московском аукционе Sotheby’s за ошеломительные для позднесоветского времени полмиллиона долларов. Некоторые исследователи называют другие суммы, но это не имеет особого значения: по собственному признанию художника, ему досталась лишь малая часть тех денег.

Киноведа, культуролога Михаила Ямпольского связывают с Брускиным годы дружбы и диалога, ставшего импульсом к написанию этой книги. «Живописный гнозис» состоит из двух статей: в одноименной первой анализируется шпалера «Алефбет», а во второй, куда меньшей по объему, — легендарный «Фундаментальный лексикон». Впрочем, Ямпольский не ограничивается только этими, довольно объемными работами. В поле его внимания попадают инсталляции Брускина «На краю» (2001), «Время «Ч» (2008–2012) и «Коллекция археолога» (2009), визуальные фрагменты из которых также можно найти в книге.

Кажется, Михаил Ямпольский не нуждается в особенном представлении. Вот уже более 20 лет он выпускает в год по крупной работе (книге), не считая статей о кино, литературе и философии. Пару лет назад он стал выступать и с философско-публицистическими текстами, за которые удостоился премии «Просветитель». Очерки Ямпольского привлекли к его работе внимание новой аудитории — молодых художников и гуманитариев. Возможно, на волне этого интереса Ямпольский обратился и к разбору явлений современного искусства, которое, кажется, им до этого почти не рассматривалось.

Вообще, книги Михаила Ямпольского — это констелляции различных способов анализа феноменов культуры, истории, политики и так далее: от культурологии он переходит к точным наукам, от искусствоведческих и киноведческих размышлений — к философским обобщениям. Можно сказать, что в своих книгах Ямпольский предлагает исследовательский опыт, оказавшийся ценным и заразительным для многих: рассматривать кино, литературу, современное искусство и прочее как части единого культурного опыта, которые могут (и должны!) анализироваться на соседних страницах, даже если они созданы в разные тысячелетия.

Подобный подход имеет как сторонников, приветствующих сближение гуманитарной мысли с актуальными культурными практиками и политическими событиями, так и противников, считающих, что при огромном количестве задействованных источников исследования Ямпольского лишены ясной мотивировки и методологии исследования.

В интервью и мемуарной прозе Гриша Брускин неоднократно говорил о важности для него тем еврейской идентичности и советской мифологии (видимо, в смысле Ролана Барта, на которого ссылается и Ямпольский). Как правило, художник посвящает этим крупным темам отдельные произведения, но в то же время они образуют своего рода «код» (как говорит сам мастер), делающий его творчество узнаваемым и в конечном итоге коммерчески успешным.

Гриша Брускин, как и, например, Илья Кабаков, принадлежит к художникам, эмигрировавшим в самом конце 1980-х и довольно быстро осознавшим необходимость построения биографического мифа, который бы выделял их на общем фоне и в то же время не прописывал по ведомству искусства Восточной Европы. Михаил Ямпольский использует это самоописание Брускина и, так сказать, пропускает его через сложную теоретическую конструкцию, в которой историография объединяется с гебраистикой, а Мартин Бубер «безболезненно» соседствует с Карлом Шмиттом. При этом он не ограничивается содержательной стороной произведений, но рассматривает их фактуру, способную сказать исследователю не меньше, чем само изображение (в первую очередь это касается шпалеры «Алефбет»). Намечая отношения между еврейской эсхатологией и советской повседневной мифологией, Ямпольский пишет о богооставленности мира «Фундаментального лексикона» и присутствии Бога в «Алефбете» («шехины талмудистов и каббалистов»).

Углубляя этот тезис, Ямпольский проводит линию от (бесконечно длящегося) апокалиптического времени, в котором пребывают фигуры «Фундаментального лексикона», до мира «индивидуального спасения» еврейского гностика в «Алефбете». В орбиту его рефлексии попадает и историческое измерение, переопределяемое Брускиным в каждом новом произведении (Ямпольский пишет об этом довольно подробно, обращаясь к тексту «О понятии истории» Вальтера Беньямина).

Линия исследования, прочерченная в книге «Живописный гнозис», отнюдь не пряма, но полна ответвлений, создающих отдельное измерение, которое можно назвать просвещенческим. (В скобках отмечу, что оборотной стороной авторской эрудиции оказывается безапелляционность формулировок, часть которых все-таки требует п(р)ояснения.)

То, что в рецензии упомянуто в двух предложениях, в книге раскрывается постепенно и на многих страницах: Ямпольский словно бы стремится назвать/исчерпать все смыслы, которые могло бы иметь произведение.

Материалы по теме
Просмотры: 2121
Популярные материалы
1
РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке
Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет.
18 сентября 2018
2
Илон Маск отправит в космос восемь художников и японского коллекционера
Первым туристом, который отправится в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он уже сделал предоплату, забронировав десять мест на космическом корабле Big Falcon Rocket — для себя и команды пока неизвестных художников.
19 сентября 2018
3
Памяти Ивана Тучкова
Декан исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, завкафедрой всеобщей истории искусства скоропостижно скончался 22 сентября на 63-м году жизни. В память о нем еще раз публикуем интервью, в котором он рассказал о силе гуманитарного образования.
24 сентября 2018
4
Западные галеристы разбивают лагерь у стен Кремля
Европейские и американские галеристы и антиквары покажут работы старых мастеров, импрессионистов и звезд русского авангарда на новой ярмарке в двух шагах от Красной площади. Для некоторых этот визит в Москву уже не первый.
24 сентября 2018
5
В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»
Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов.
20 сентября 2018
6
Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
19 сентября 2018
7
В Музее русской иконы показывают шедевр XVI века из Псковского музея-заповедника
В Москву на выставку привезли уникальную икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот».
19 сентября 2018
8
В фонде IN ARTIBUS покажут итальянскую графику XVI–XVIII веков
Выставка «От bozzetto до capriccio» представит редкие наброски и этюды из собрания Инны Баженовой, в том числе эскиз Тьеполо, связанный с картиной «Время, открывающее Истину» из палаццо Кьерикати в Виченце.
21 сентября 2018
9
Лицом к Востоку: чем удивит viennacontemporary в этот раз
Ярмарка viennacontemporary (27–30 сентября) приготовила армянское искусство, новую кураторскую секцию и традиционно сильную подборку галерей из Восточной Европы. Есть среди них и российские.
21 сентября 2018
10
Ретроспектива Лотте Лазерштайн открылась во Франкфурте
Музей Штеделя, где представлено 50 произведений Лазерштайн лучшего ее периода 1920–1930-х годов, недавно приобрел большую часть наследия художницы.
19 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru