18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Два художника Парижской школы в ГМИИ им. А.С.Пушкина, мегаскульптуры знаменитого британца Аниша Капура в Еврейском музее, искусство 1990-х в Фонде культуры «Екатерина»

Интерес к Парижской школе у Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина давний. В 2011 году там прошла масштабная выставка, посвященная феномену Парижской школы. Выставка же работ двух ярких ее представителей, Жюля Паскина (1885–1930) и Леонара Фужиты (1886–1968), открывает новый цикл о мастерах этого заметного явления в искусстве эпохи между двумя мировыми войнами. На выставке будет показано более 40 работ каждого мастера, которые посетители вряд ли смогут увидеть где-либо еще: они прибыли из частных европейских собраний. Особый интерес представляют ранние и поздние работы художников, в частности малоизвестные крупноформатные панно Паскина (более 2x3 м), работавшего в основном в камерных формах, автора, как и Фужита, изящных женских портретов. Будут и поздние работы Фужиты 1950–1960-х годов, когда он принял католицизм, что отразилось и на темах его произведений. На выставке также будет раздел с произведениями русских художников межвоенного двадцатилетия, испытавших на себе влияние Парижской школы, — «Группы 13» и ее самого яркого представителя, Татьяны Мавриной. «Если хотите, Маврина — это дальняя русская муза Парижской школы. Если бы Паскин и Фужита познакомились с ней лично, кто знает, к какому творческому взрыву это бы привело. Здесь мы такое столкновение провоцируем», — говорит куратор выставки Алексей Петухов. С 29 сентября по 29 ноября.

Аниш Капур наряду с Дэмиеном Херстом, пожалуй, самый известный сегодня британский художник. Его престижных британских и международных наград не счесть, не говоря уже о выставках на мировых арт-площадках, таких как Гран-пале в Париже, Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао, Королевская академия художеств и галерея Тейт в Лондоне. Теперь пришла очередь и Москвы, где в Еврейском музее открылась первая персональная выставка Капура Моя алая родина — по названию главного в экспозиции произведения, представляющего собой монументальную конструкцию диаметром 12 м из 25 т из кроваво-красного вазелина, который перемалывает гидравлический двигатель. Работ на выставке всего четыре, но и этого вполне достаточно, чтобы составить впечатление о творчестве знаменитого британца. «У нас показано несколько масштабных работ Аниша Капура, выполненных в характерных для него материалах и техниках, и, можно сказать, в Москве открылась пусть небольшая, но полноценная ретроспектива художника, представленная знаковыми для его творчества с 1990-х по сегодняшний день скульптурами», — говорит шеф-куратор Еврейского музея Мария Насимова. До выставки в Еврейском музее работы Капура в Россию приезжали лишь дважды — на Третью Московскую биеннале современного искусства в Музей современного искусства «Гараж» (масштабная инсталляция Push-Pull II с использованием все того же кроваво-красного воска и жира) и в Baibakov Art Projects на «Красном Октябре». До 17 января.

Выставка «В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986–1992», открывшаяся в Фонде культуры «Екатерина», погружает зрителя в атмосферу «лихих» 1990-х с их водоворотом художественных событий: квартирных выставок, тусовок, сквотов. Для полного эффекта присутствия в экспозицию включены, помимо самих произведений, шесть экранов, на которых крутится документальная хроника, а звуковое сопровождение воспроизводит программы радио и телевидения тех лет. Атмосфера в этом проекте действительно едва ли не самое главное. Ну и конечно, художники, группировки и легендарные выставки конца 1980-х — начала 1990-х показаны в полном объеме: Юрий Альберт, Константин и Лариса Звездочетовы, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Вадим Захаров, Олег Тистол, выставки группы КЛАВА (Клуба авангардистов) «Творческая атмосфера и художественный процесс» (1987) и «Шизокитай» (1990), выставка объединения «Эрмитаж» «Ретроспекция» (1987), выставка «Эстетические опыты» в усадьбе Кусково (1991). Большинство работ на выставке хорошо известны и уже вошли в историю постсоветского искусства. Другие с тех пор появились на публике впервые, такие как «Героям — слава» (1990) Сергея Мироненко, «Стереоскопия в живописи невозможна» (1988) и диптих «Двери» (1988) Сергея Волкова, «Красный, желтый, синий» (1987) Юрия Альберта. До 13 декабря.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+