The Art Newspaper Russia
Поиск

Чем крупнее компания, тем более современное искусство она любит

В свод крупнейших мировых корпоративных коллекций в этом году попало 81 собрание, в которых преобладает искусство ХХ века. И среди них только одно российское: 600 работ актуальных художников собрано кураторами Газпромбанка

Хоп Гангофф. Lininus. 2010. Из собрания Aspen Insurance Holdings Ltd, Лондон, Великобритания

Хоп Гангофф. Lininus. 2010. Из собрания Aspen Insurance Holdings Ltd, Лондон, Великобритания

Цель издания — выяснить, какие произведения собирают различные корпорации, чтобы прийти, в конце концов, к ответу на вопрос, что есть искусство, — так пишут в предисловии к толстенному тому его издатели Фридрих Конзен, Макс Холлен и Олаф Салье. Последний раз подобная книга выходила более десяти лет назад. В процессе подготовки ее составили список из 600 корпоративных коллекций по всему миру, из них выбрали 300 «активных», развивающихся. В итоге в издание вошла 81 коллекция, формируемая кураторами по определенному плану. Эти собрания показываются на выставках и постоянно растут.

Здесь немало страховых (крупнейшая из них, AXA Art Group, специализируется именно на искусстве) и логистических компаний, есть производители товаров категории люкс (Max Mara и Montblanc), сельскохозяйственной техники и кухонных вытяжек. Однако преобладают банки — и современное искусство.

Самая старая коллекция из попавших в книгу основана в 1850 году. Это собрание голландского банка Van Lanschot NV, в нем есть и Рембрандт, и Винсент Ван Гог, и Карел Аппел. Коллекция французской энергетической корпорации Engie родилась в 1858 году — вместе с Суэцким каналом, строительством которого и затем управлением занималась компания-прародитель. Но это исключения — большинство корпоративных коллекций создано в 80–90-е годы XX века, а некоторые еще позже.
Разнится и масштаб. От гигантской, знаменитейшей коллекции Deutsche Bank с представительствами в 70 странах мира (60 тыс. произведений) до голландского агентства по найму FSGroep, где на 36 служащих приходится 150 работ.

Некоторые собрания принесли владельцам доход: в  2010 году скульптуру Альберто Джакометти, попавшую в коллекцию Commerzbank вместе с поглощенным им Dresdner Bank, продали за $104,3 млн. В книге есть одна российская корпорация — Газпромбанк, коллекция которого создана в 2011 году и насчитывает около 600 работ современных русских художников.

В качестве причин, почему компании решили собирать искусство, они называют желание создать в офисах креативную атмосферу, сформировать привлекательное лицо бренда, стремление ассоциировать свой бренд с искусством, характеризуемым как «оригинальное, прогрессивное, креативное». Впрочем, если почитать эссе, написанные владельцами компаний и кураторами коллекций, в словах о «социальной ответственности и креативности» видно легкое лукавство. У истоков большинства коллекций стоит инициатива владельца или кого-то из топ-менеджмента, кого-то, кто увидел картину, скульптуру или фотографию и вдруг понял, что они могут изменить жизнь. Так что все эти люди просто любят искусство.

Friedrich Conzen, Max Hollein, Olaf Salié. Global Corporate Collections. Deutsche Standards Editionen GmbH. 2015. На английском языке

Просмотры: 3131
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
3
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
4
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
10
Последний Боттичелли на рынке оценен в $30 млн. Или предпоследний?
В октябре картину, объявленную последней работой мастера в частных руках, выставят на ярмарке Frieze Masters. Однако известен еще один портрет, приписываемый Боттичелли, — он был продан летом на аукционе в Цюрихе.
13 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru