18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Центр современного искусства имени Сергея Курехина открылся в новом здании

Фото: Центр современного искусства имени Сергея Курехина
Фото: Центр современного искусства имени Сергея Курехина

Почти 10 лет и 4 млрд рублей потребовалось, чтобы превратить бывший петербургский кинотеатр «Прибой» в креативное пространство

Открывшийся в перестроенном здании бывшего кинотеатра «Прибой» на Среднем проспекте Васильевского острова в Санкт-Петербурге Центр современного искусства имени Сергея Курехина оснащен самой современной светозвуковой и мультимедийной техникой. Два концертных зала-трансформера, галереи, репетиционные и звукозаписывающие студии, мастерские, медиатека, кафе — центр вмещает не одну тысячу человек, в нем одновременно может проходить сразу несколько концертов, выставок, видеопоказов.

Первоначально реконструкцию бывшего кинотеатра предполагалось провести за два года. Но после детальных исследований несущих конструкций было принято решение о перестройке, что потребовало полного изменения проекта. В результате процесс затянулся почти на десять лет. Но это, по мнению Анастасии Курехиной, директора центра и вдовы музыканта, того стоило.

«Это здание моей мечты, которую я озвучила сразу после смерти Сергея и от которой никогда бы не отступилась, — говорит Анастасия Курехина. — Дело не в том, сколько лет его строили, а в том, что мечта сбылась и теперь наш центр, на мой взгляд, лучшая творческая площадка в городе».

На бывший кинотеатр «Прибой» Анастасия Курехина обратила внимание еще в 2003 году — тогда петербургские власти хотели его снести. Но Комитет по культуре решил оставить его себе как открытую площадку для неформального искусства. Курехину приняли сначала на должность директора кинотеатра, а через год, когда у здания сменился статус, она стала директором Центра современного искусства. В 2008 году решением городской топонимической комиссии ему было присвоено имя Сергея Курехина.

За несколько лет команда центра провела на площадке бывшего кинотеатра ряд фестивалей, в том числе международных: SKIF, «Поп-механика», мультимедийный «Электро-Механика», World Music фестиваль «ЭтноМеханика», фестиваль стрит-арта «АРТ-Стена», открыла несколько выставок актуального искусства, вручалась Премия Сергея Курехина в области современного искусства.

Моделирование будущего Людмилы Беловой и blackvision на выставке «Музей Сергея Курeхина: Прототип 8». Фото: Центр современного искусства имени Сергея Курехина
Моделирование будущего Людмилы Беловой и blackvision на выставке «Музей Сергея Курeхина: Прототип 8».
Фото: Центр современного искусства имени Сергея Курехина

В 2015 году на уровне города было принято решение о реконструкции старого здания кинотеатра, и в 2016-м Центр Курехина переехал на Лиговский проспект, в помещение бывшего хлебозавода. Как мы писали ранее, в 2021 году Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга подвел итоги конкурса на строительство центра с начальной ценой более 3,8 млрд руб., в котором победило ООО «ПСБ „Жилстрой“», известное, в частности, реконструкцией здания Библиотеки имени Маяковского на Фонтанке.

Автор архитектурного проекта Центра Курехина на Васильевском острове — Александр Петров, бывший главный художник Петербурга. Здание по сравнению с кинотеатром заметно выросло — теперь в нем пять, а не два этажа. Внешний облик и элементы внутреннего оформления напоминают о прежнем «Прибое» и времени его постройки: наружные фасады с лицевой стороны так же вогнуты, а полы внутри пространства выполнены в технологии терраццо (разновидность бесшовной мозаики с натуральным мрамором) — такие полы в 1960–1970-х годах часто использовались архитекторами в общественных зданиях.

Техническое оснащение формировалось по запросам будущих пользователей. «Мы отталкивались от того, как мы здесь раньше жили, как делали фестивали, — объясняет Анастасия Курехина. — Знали, чего нам не хватало и что нужно, чтобы делать полноценные концерты, перформансы, и заказывали самое современное оборудование».

Большой зал-трансформер на 1 тыс. сидячих мест легко превращается в площадку, на которой может танцевать несколько тысяч гостей. Сцена переносится в любую часть зала, как и огромная LED-стена. Малый зал на 160 мест тоже легко трансформируемый. Еще несколько небольших залов для выставок и инсталляций расположено на разных этажах. Фойе второго этажа, как и в кинотеатре «Прибой», можно использовать как малый зал: здесь есть мобильная стена и амфитеатр с посадочными местами-ступенями. Для выставок и концертов подойдут обширные открытые террасы на верхних этажах со стороны входа. На пятом этаже находится ресторан, еще есть кафе. Здание оборудовано пандусами, лифтами, системой «Умный дом».

В двух стационарных пространствах открыты постоянно действующие выставки: одна посвящена Сергею Курехину, вторая — культурному ландшафту Ленинграда-Петербурга 1970–2000-х годов. Уже в середине сентября в пространстве Центра Курехина покажет свои премьерные спектакли танцевальная компания «Каннон Данс». А в конце года центр планирует показать балет «Воробьиное озеро» на музыку альбома «Воробьиная оратория: четыре времени года» (англ. Sparrow Oratorium: Four Seasons), выпущенного Сергеем Курехиным в 1993 году.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+