18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Павловский собор в Гатчине после всех ремонтов наконец восстанавливается

Павловский собор в Гатчине сейчас обладает статусом объекта культурного наследия РФ федерального значения. Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia
Павловский собор в Гатчине сейчас обладает статусом объекта культурного наследия РФ федерального значения.
Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Реставрацию монументальной живописи в многострадальном храме планируют завершить к концу года. Это в основном авторские произведения, выполненные известными художниками XIX века, но в значительной мере утратившие свой первоначальный вид

Одна из трех городских высотных доминант Гатчины на середину XIX века, Павловский собор сейчас обладает статусом объекта культурного наследия народов РФ федерального значения. Первая за всю его историю комплексная научная реставрация позволит раскрыть подлинную живопись и связанные с ней элементы оформления храма.

Реставрация собора началась в 2020 году, сейчас основная часть работ по фасадам и интерьерам завершена. Как сообщил Олег Степанов, глава Дирекции по сохранению объектов культурного наследия Ленинградской области, заказчика работ, контракт на живописные работы в интерьерах был заключен с реставрационной организацией «Возрождение» осенью 2024 года. «Живопись представлена несколькими основными блоками. Это трехчастные медальоны, большой образ Спасителя и пророков в алтаре, апостольский ряд, евангелисты на парусах», — рассказал нашему изданию Олег Степанов. Общая площадь живописной поверхности составляет почти 325 кв. м, на сегодня восстановлено примерно 90 кв. м. На эти работы выделено около 180 млн руб.

Реставрация собора началась в 2020 году, сейчас основная часть работ по фасадам и интерьерам завершена. Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia
Реставрация собора началась в 2020 году, сейчас основная часть работ по фасадам и интерьерам завершена.
Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia

Проект Павловского собора в Гатчине (архитектор Роман Кузьмин) был одобрен Николаем I весной 1846 года. Осенью состоялась закладка храма, а в середине 1852 года он был освящен. Службы продолжались до 1938 года, когда священников арестовали, церковь закрыли, имущество конфисковали. Кипарисовый иконостас разломали на дрова, но его спасли и позже передали в храм. В 1939 году в соборе решили устроить кинотеатр — живопись на стенах закрасили масляной краской, нижние части колонн в центре вырубили для расширения пространства. Но началась Великая Отечественная война, Гатчина оказалась в оккупации. Оккупационные власти снова открыли собор, и с тех пор он остается действующим храмом.

Живописные работы в Павловском соборе выполняли известные художники. Фигуры пророков принадлежат кисти академика живописи Федора Завьялова, который за эту работу был пожалован орденом Святой Анны 3-й степени. Работали здесь и академики Федор Бруни, Андрей Зеленский, Василий Серебряков, Михаил Скотти, Петр Шамшин. Всего было написано 57 икон на золотых фонах.

Много времени заняли исследования росписи, изучение авторской техники и последующая расчистка исторических слоев от записей.  Фото: Наталья Шкуренок
Много времени заняли исследования росписи, изучение авторской техники и последующая расчистка исторических слоев от записей.
Фото: Наталья Шкуренок

Собор четыре раза ремонтировали до революции, роспись стен меняли. И четырежды — после: первый раз сразу по окончании Великой Отечественной войны и трижды с 1970-х по 1990-е годы. В 1970-е реставраторы обследовали стены и своды, но краску до авторской живописи расчищать не стали, сделали поверх исторического рисунка поновления в силу своего понимания иконописных канонов. Именно тогда у ветхозаветных пророков появились золотые нимбы христианских святых.

«Похоже, что советским реставраторам не ставили задачу вернуть авторскую живопись, поэтому поновлений было много, что подтвердили результаты расчисток, — считает Роман Хейнонин, осуществляющий надзор за ходом реставрации собора. — Но это, как мы сейчас понимаем, и спасло авторскую живопись, которая хорошо сохранилась на больших площадях».

Специалисты установили, что все надписи, включенные в сюжеты, сделаны от руки, а не по трафарету. Фото: Наталья Шкуренок
Специалисты установили, что все надписи, включенные в сюжеты, сделаны от руки, а не по трафарету.
Фото: Наталья Шкуренок

Много времени заняли исследования росписи, изучение авторской техники и последующая расчистка исторических слоев от записей. Выяснилось, что краски подлинные и авторская живопись цела. Специалисты установили также, что все надписи, включенные в сюжеты, сделаны от руки, а не по трафарету.

Живописные медальоны уже почти готовы к покрытию лаком. До конца декабря предстоит завершить большинство живописных работ, оставив на следующий год возвращение витражей, работы по иконостасу и деталям интерьера. Финал реставрации ожидается в конце 2026 года.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+