18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пятнадцать тысяч квадратных метров Cosmoscow

«Тимирязев Центр», прежде не входивший в ареал любителей искусства, оказался удачной площадкой.  Фото: Cosmoscow
«Тимирязев Центр», прежде не входивший в ареал любителей искусства, оказался удачной площадкой.
Фото: Cosmoscow
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, в которой участвует 101 галерея, развернется на двух этажах «Тимирязев Центра» с 12 по 14 сентября

Если визуальный стиль прошлогодней ярмарки, созданный omsky studio по мотивам графики Александры Гарт, представлял собой рябь, то сквозным мотивом айдентики нынешней станет ветер. Idiot Wind («Волшебный ветер») — так называлась инсталляция группы «Провмыза» (Сергей Проворов, Галина Мызникова) в павильоне России на Венецианской биеннале в далеком 2005 году, и там действительно дуло. Дуэт из Нижнего Новгорода давно в статусе классиков нашего медиаискусства, а теперь еще и выбран в «художники года» Cosmoscow.

Посетители прошлогодней ярмарки наверняка заметили на стенде нижегородской галереи «9Б» мистическое фотополотно «Провмызы» «Весь мир вверх тормашками» (к слову, ушедшее в частные руки за 1,5 млн руб.). На нынешней же ярмарке работы арт-группы предстоит показывать петербургской Myth Gallery, в чьих пространствах минувшей зимой была развернута композиция «Тени невидимого».

Победителя Фонд Cosmoscow объявляет ежегодно, давая возможность реализовать новый проект на ярмарке, тем самым фокусируя дополнительное внимание на творчестве избранника. Помимо «художника года», ярмарка назвала «музей года» — это красноярский Музейный центр «Площадь Мира» — и «институцию года» — ею стал московский Центр творческих индустрий «Фабрика», кластер с мастерскими, выставками, студиями, арт-резиденциями, открытый Асей Филипповой еще в 2005 году на территории фабрики технических бумаг. В экспертный совет, состав которого ежегодно меняется, на этот раз вошли коллекционер и арт-советник Антон Белов, куратор и арт-критик Валентин Дьяконов, основательница Cosmoscow Маргарита Пушкина, основательница галереи XL Елена Селина и основательница галереи Syntax Эльвира Тарноградская.

В этом году 14 галерей станут дебютантами ярмарки, 25 представят российские регионы, 3 посвятят свои экспозиции зарубежному искусству. Фото: Cosmoscow
В этом году 14 галерей станут дебютантами ярмарки, 25 представят российские регионы, 3 посвятят свои экспозиции зарубежному искусству.
Фото: Cosmoscow

Тринадцатый выпуск ярмарки обещает стать самым большим по размеру занятой площади — 15,84 тыс. кв. м. Покочевав по площадкам (фабрика «Красный Октябрь», Гостиный Двор, Манеж, Экспоцентр), Cosmoscow наконец угнездилась в учебно-выставочном «Тимирязев Центре» близ опытных полей Тимирязевской сельскохозяйственной академии. И похоже, поклонников contemporary art локация не отпугнула: если в прошлом году ярмарке хватило одного этажа, то в этот раз она займет два. Расширение объясняет рекордное для истории ярмарки число галерей — 101. Плюс 12 некоммерческих проектов и 20 проектов партнеров, которые все чаще становятся важными точками притяжения. Например, Мясной дом Бородина в прошлый раз поразил зрителей эффектной инсталляцией — огромным столом с произведениями художников на гастрономическую тему. Теперь он приглашает на «Цифровое сафари»: при поддержке дома арт-группа AES + F показывает видео, полное изощренных отсылок к искусству старых мастеров и поп-культуре  — басню джунглей про хищников.

«За эти годы московский арт-рынок трансформировался в устойчивую и развитую индустрию, а интерес коллекционеров и внимание зрителей к современному искусству значительно выросли, — высказывает свое мнение Маргарита Пушкина. И продолжает: — Мы гордимся тем, что за эти годы смогли стать важной платформой для диалога между галеристами, художниками, коллекционерами и зрителями».

В этом году 14 галерей станут дебютантами ярмарки, 25 представят российские регионы, 3 посвятят свои экспозиции зарубежному искусству.

Из прошлогоднего списка секций, на которые повелось делить всю экспозицию, выветрился раздел «Цифра», отвечающий за проекты в сфере новых медиа. Однако «База», «Контур», «Тираж», «Сообщества» и «Дизайн» уцелели. Последнюю в этом списке секцию, представляющую коллекционные предметы интерьера, курируют основательница бюро Arch(e)type Дарья Белякова и историк искусства, автор книг о современном дизайне Мария Савостьянова.

Тринадцатый выпуск ярмарки обещает стать самым большим по размеру занятой площади — 15,84 тыс. кв. м. Фото: Cosmoscow
Тринадцатый выпуск ярмарки обещает стать самым большим по размеру занятой площади — 15,84 тыс. кв. м.
Фото: Cosmoscow

Коллекционеры Екатерина и Андрей Теребенины, чье собрание индийского искусства было показано на нескольких выставках, инициировали проект «Платформа Индия». На Cosmoscow 2025 будет и Индийский гость в лице нескольких ведущих галерей из далекой страны. Галерея Threshold везет из Нью-Дели работы на бумаге Равикумара Каши и Ниети Чадхи. Espace Gallery познакомит нас с искусством Полы Сенгупты, доктора наук по истории индийской печатной графики, и Waswo X.Waswo, американского фотографа, увлеченного Индией. Студиями Mango Tree Craft & Design и Anuvad Innovation обещан сплав традиционного мастерства и новейших технологий.

В минувшем году международную часть на ярмарке представляли галереи из Азербайджана, Италии, Таиланда и Эмиратов. Нынешняя иностранная повестка будет дополнена проектами итальянского архитектора, художника и дизайнера Винченцо де Котиса на стенде Krassky Gallery. А о творчестве Йируя Фана напомнит галерея «Треугольник», в прошлом году устраивавшая у себя выставку этого китайского абстракциониста.

Стоит упомянуть в этой связи и проект «Цифровая теплица» в некоммерческой секции, созданный итальянскими цифровыми художниками Маттео Манделли и Лукой Бальдокки в коллаборации с KIT4KID — приложением для помощи в развитии детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В теплице в горшках с настоящей землей «вырастают» цифровые цветы — результат авторской обработки реальных рисунков художников с РАС. Концепция инсталляции «пространство в пространстве» похожа на то, как видят и чувствуют мир люди с РАС — концентрируют внимание внутрь себя, а не навстречу обществу («аутизм» от греч. auto — «сам»). Часть средств от продажи каждого арт-объекта инсталляции будет направлена в фонд «Антон тут рядом» на создание первого в Санкт-Петербурге ресурсного центра по вопросам аутизма, который сможет оказывать помощь до 10 тыс. семей ежегодно.

Стенды галерей конкурируют за внимание публики, коллекционеров и экспертов.  Фото: Cosmoscow
Стенды галерей конкурируют за внимание публики, коллекционеров и экспертов.
Фото: Cosmoscow

За ситуацию в российских регионах ответит Сообщество современных сибирских художников, представляющее работы бурятского иллюстратора и театрального художника Амгалана Ринчинэ, в прошлом инженера. Творчество молодого представителя приморской школы живописи Александра Злотникова покажет Art Object gallery из Владивостока. Холсты Рамина Нафикова из Казани везет ES Gallery.

Особенность экспозиции Cosmoscow 2025 — беспрецедентное количество моностендов — к положительной динамике относит галерист Елена Селина, считающая, что это превращает ярмарку в поле для эксперимента. «Любая ярмарка — действенный механизм развития рынка. Появление моностендов в пространстве Cosmoscow — очевидная тенденция к углубленному погружению в творчество каждого представленного на них автора, точнее, фокус на конкретного художника». Например, творчеству недавно ушедшей из жизни Анны Желудь посвятит свой стенд PA Gallery. Alina Pinsky Gallery выбрала для показа полотна Евгения Музалевского. Работами Дмитрия Грецкого и Евгении Кац заполнятся стены стенда Marina Gisich Projects. «Агентство.Art Ru» готовит стенд классика современного искусства Сергея Шутова, преду­смотрев, впрочем, и отдельный модуль для групповой выставки молодых авторов.

И все же руку на пульсе творчества молодых — до 35 лет — художников традиционно держит blazar, официальный сателлит Cosmoscow. В этом году обе ярмарки стартуют параллельно. Шестой выпуск blazar вновь развернется в центре города, в пространствах Провиантских складов Музея Москвы на Зубовском бульваре. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+