18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Маски времени

Модели «Джокер Железная Маска» и «Джокер Золотая Маска».  Фото: Konstantin Chaykin
Модели «Джокер Железная Маска» и «Джокер Золотая Маска».
Фото: Konstantin Chaykin
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Знаменитая коллекция «Джокер» Константина Чайкина пополнилась двумя новыми ристмонами со скелетонизированными циферблатами

В мире высокого часового искусства имя Константина Чайкина хорошо известно и давно стало синонимом смелости, новаторства и философского подтекста. Независимый часовщик и изобретатель, чьи творения неизменно будоражат воображение коллекционеров и ценителей, вновь представляет публике уникальных персонажей из своей знаменитой коллекции ристмонов. На этот раз свет увидели две модели — «Джокер Железная Маска» и «Джокер Золотая Маска».

Маска как древнейший атрибут человеческой культуры прошла сквозь тысячелетия, меняя свои функции, но неизменно сохраняя таинственную притягательность. Константин Чайкин предлагает свою интерпретацию этой многогранной темы. В его часах «Джокер Железная Маска» и «Джокер Золотая Маска» маскирующий покров перестает быть символом сокрытия. Напротив, он становится порталом, ведущим в самое сердце часового механизма.

По замыслу мастера, циферблат-маска выполняет двойственную функцию. С одной стороны, он эффектно маскирует сложную механику, представляя ее в виде постоянно меняющегося, почти живого образа. С другой — благодаря своей скелетонизированной конструкции он приковывает взгляд к самому механизму, позволяя любоваться его работой.

Модель «Джокер Золотая Маска».  Фото: Konstantin Chaykin
Модель «Джокер Золотая Маска».
Фото: Konstantin Chaykin

В новых моделях Чайкин виртуозно сочетает авангардный дизайн и глубокое уважение к классическим традициям часового искусства. Он обращается к старинным декоративным техникам, которые делали неотразимо притягательными карманные часы лучших мастеров эпохи Просвещения.

Функционально к циферблату относятся лишь три элемента: глаза маски, служащие шкалами часов и минут, и неизменно улыбающийся рот, размеченный шкалой дней недели. Все остальные элементы, открытые взгляду со стороны циферблата, — детали сложнейшего модуля джокер-индикации. Некоторые из них мастерски стилизованы: основания мостов часового и минутного колес принимают форму выразительных бровей, а мост указателя дня недели трансформируется в нос маски с крупным рубиновым камнем. Это изысканная аллюзия к центральным камням, характерным для калибров высококлассных карманных часов начала XX века. Прочие компоненты механизма, не имеющие фигуративной роли, создают сложный, многослойный фон.

Оборотная сторона модели «Джокер Железная Маска», открывающая механизм.  Фото: Konstantin Chaykin
Оборотная сторона модели «Джокер Железная Маска», открывающая механизм.
Фото: Konstantin Chaykin

Идея ристмона с открытым, или, как его назвал сам Константин Чайкин, скелетным, циферблатом зародилась у мастера еще в 2020 году. Первым воплощением этого замысла стали уникальные часы «Марсианский турбийон», созданные в единственном экземпляре для благотворительного аукциона Only Watch 2021. Годом позже, в 2022-м, скелетонизированной стала модель «Джокер 5», выпущенная к пятилетию запуска первого «Джокера». Примерно в то же время Чайкин начал разработку «масок», однако этому проекту суждено было некоторое время провести в ожидании.

По-своему гипнотический характер циферблату-маске новых моделей придает именно виртуозное сочетание авангардного дизайна со старинными, почти забытыми техниками отделки деталей. Платина и мосты модуля декорированы в традиционном «изморозном» стиле, который дополняется либо позолотой, либо покрытием родием, а также изысканной зерненой отделкой. Все это характерно и для механизмов лучших образцов карманных часов конца XVIII — начала XIX века. В свою очередь, родиевое покрытие деталей в сочетании с корпусом из нержавеющей стали создает строгую, но элегантную монохромную металлическую гамму. Этот холодный блеск отчасти роднит модель с карманными часами пуританского стиля, пользовавшимися популярностью в середине XVII столетия, и подчеркивает ее сдержанную, но уверенную эстетику.

Модель «Джокер Железная Маска» с родированным циферблатом.  Фото: Konstantin Chaykin
Модель «Джокер Железная Маска» с родированным циферблатом.
Фото: Konstantin Chaykin

Список признаков, неопровержимо относящих эти часы к категории высокого часового искусства, продолжает безупречная отделка стальных деталей модуля джокер-индикации. Колеса-звездочки, эксцентрики, рычаги и плоские пружины демонстрируют мастерское владение техниками сатинирования и англажа. Особого упоминания заслуживает сферическая полировка цапф колес и штифтов — мельчайших деталей, отделке которых уделяется не меньше внимания, чем крупным элементам.

Завершающими, но оттого не менее важными штрихами в этой сложной картине являются яркие акценты: красный наконечник стрелки указателя дня недели, притягивающий взгляд центральный рубиновый камень на носу маски и глубокие синие декоративные кольца из вороненой стали на часовой и минутной стрелках-зрачках. Эти цветовые пятна добавляют динамики и выразительности общему облику часов.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+