18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Тотальное сновидение Ольги Чернышевой в «ГЭС-2»

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Персональная выставка Ольги Чернышевой в Доме культуры «ГЭС-2» погружает в сон наяву, где воспоминания несут зрителя сквозь ощущения и эмоции, будто нанизанные на любимый текст художницы

«Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», — повторяет Антон Павлович Чехов в своей повести «Степь», настольной книге Ольги Чернышевой, которая становится лейтмотивом ее выставки «Улица Сна». Выставка начинается как раз с такого воспоминания, явленного в ч/б на лайтбоксе. Перед нами серия фотографий, снятая четверть века назад в подмосковном поселке. На первой — старенький забор с надписью «Улица …сна». Как рассказала Ольга нашему изданию, из надписи «Улица Лесная» выпало несколько букв за ветхостью, и она стала фантасмагорической. На выставке мы можем прогуляться по этой сновидческой улице и увидеть ее глазами Ольги — стороннего наблюдателя, чутко улавливающего движения окружающего мира.

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

Вот заборы из кроватных спинок, которые рифмуются с неровно растущими деревьями за ними и, кажется, огораживают ничто. Никаких цветущих садов и грядок за заборчиком «из того, что было» мы не найдем. Забегая вперед, отметим, что заборы зритель еще не раз встретит в этом тотальном сновидении, где, как и положено воображаемому миру, нет правил. И каждая ограда обратит на себя внимание не хлипкостью или монументальностью, а прорывами в ней, ее геометрией, что делает небо за ней более четким, фактурным и манящим. Почему-то в реальной жизни человеку свойственно замечать препятствия, а не возможности, которые открывают бреши. Ольга же смещает акценты: с препятствия — на красоту прорыва.

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

«Жизнь страшна и чудесна», — писал еще Чехов в той же «Степи». Суть этой философской интенции можно прочувствовать на следующей за заборным эпиграфом стадии сна. Перед нами призраки, оживающие в музее: помещенные под стекло шедевры работают как зеркало, отражающее посетителей. Их тени ложатся на образы прошлого, сливаясь с ними и создавая эффект движения на застывших масляных холстах. Одно века назад прошедшее наслаивается на другое, случившееся то ли вчера, то ли в прошлом десятилетии. Время становится сквозным, его будто нет вовсе, и все минувшее существует одновременно, разом.

Музейные призраки Ольги Чернышевой только в первую секунду ужасают, а потом завораживают своей сверхъестественностью и реалистичностью. Подобные превращения встречаются в каждом уголке «Улицы Сна». Хрустальные люстры, запечатленные на обочине, смотрятся еще поразительнее, чем музейный экскурс с призраками. Непридуманная фантастика подтверждает сформулированную кураторами проекта Виктором Мизиано и Еленой Яичниковой мысль: «Во вселенной Ольги Чернышевой реальность состоит из наложенных друг на друга видимостей: призрачное настоящее встречается с населяющими его признаками прошлого».

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

«Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознании одиночества», — это снова из «Степи» Чехова. Небо, пожалуй, отдельный, одушевленный герой в чудесной истории Ольги Чернышевой. Ракурс снимков таков, что мы все время смотрим вверх и сталкиваемся с прозрачной, облачной и звездной бездной. Небо поглощает извечные русские заборы. Оно становится фоном для одушевленных художницей объектов, вроде тех же люстр, встреченных на обочине, или мокрого белья, которое Ольга зарисовывала в городе Бежецк, на малой родине философа Владимира Бибихина. Оказываясь один на один с небом, понимаешь, что ты лишь часть, крохотный атом необъятной Вселенной, где возможно все. Комнатное растение на окне Ольги оживает в акварельных зарисовках и стремится совершить побег. В укутанных в мешковину кустах чудятся живые персонажи. Экраны, рисунки и объекты расположены не только под ногами и напротив тебя, но и под потолком.

Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»
Проект «Ольга Чернышева. Улица Сна» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков / Дом культуры «ГЭС-2»

«Егорушка поднял голову и посоловевшими глазами поглядел вперед себя; лиловая даль, бывшая до сих пор неподвижною, закачалась и вместе с небом понеслась куда-то еще дальше…» — эта цитата из «Степи» пусть будет последней. Главный герой повести, мальчик Егорушка, вслед за которым Ольга учится видеть чудесное в обыденном, все время находится в движении. Он едет в гимназию, и весь сюжет строится на ощущении длящейся дороги. Так же и на выставке — каждый эпизод сна динамичен, как сама жизнь, неумолимая в своем течении. Легкие кружевные занавеси, которые кое-где условно отделяют главы проекта, колышутся, словно обдуваемые степным ветром. Особенно четко движение ощущается в круговой инсталляции из лайтбоксов, которая находится в центре зала с черными как ночь стенами. Здесь, на стадии глубокого сна, мы находим зарисовки в разном тоне, то холодном голубоватом, то теплой сепии, то почти в черно-белом, с легкими нотками цвета. Все это реальные воспоминания Ольги — фиксация простого человеческого счастья, которое состоит из мелочей. Вот купальщики играют в волейбол на пляже, вот караван идет по пустыне, тут машина проносится по горному серпантину, а здесь мальчик катит на велосипеде, оставляя за собой призрачный след движения. В этой реальности, так похожей на сон, наполненной странными неприметными чудесами, ничто не конечно.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Ольга Чернышева. Улица Сна»
До 16 ноября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+