18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Хрустальный кубок, связавший двух монархов, снова увенчан золотой короной

В Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов. Фото: Государственный Эрмитаж
В Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов.
Фото: Государственный Эрмитаж
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Сосуду из горного хрусталя, который польский король Август II Сильный подарил Петру Великому, возвращено его великолепие. Для этого специалистам Эрмитажа пришлось проявить немало профессиональных умений, в том числе использовать лазерные технологии

После девяти месяцев работ в Государственном Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов.

Согласно инвентарю Галереи драгоценностей, этот сосуд курфюрст Саксонии и король Польши Август II Сильный (1670–1733) преподнес Петру I. Первоначально кубок имел хрустальную крышку, но от нее сохранилась только сильно деформированная монтировка, увенчанная золотой короной. Когда именно крышка была утрачена, а корона повреждена, неизвестно. Подобные сосуды не использовались в быту, их хранили в сокровищницах или кунсткамерах, преподносили как дипломатические подарки.

Петр I и Август II Сильный встречались несколько раз и постоянно поддерживали контакты. Август был выдающимся коллекционером, покровителем художников и ювелиров, его собрание живописи стало основой для Дрезденской картинной галереи, а кунсткамера — ядром музея «Зеленые своды». «Точных сведений, когда и по какому случаю кубок был подарен русскому императору, нет, — отметила Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства. — Однако известно, что собрание редкостей и драгоценностей Августа Сильного так впечатлило Петра I, что он однажды даже ночевал в сокровищнице и решил создавать собственную кунсткамеру».

Хрустальный кубок Августа Сильного после реставрации, проведенной Государственным Эрмитажем.  Фото: Государственный Эрмитаж
Хрустальный кубок Августа Сильного после реставрации, проведенной Государственным Эрмитажем.
Фото: Государственный Эрмитаж

Сосуд составлен из вырезанных из горного хрусталя тулова, ножки и подставки. «Такой крупный беспорочный кварц, из которого созданы детали кубка, стоил во времена Августа Сильного баснословно дорого, дороже живописи Боттичелли, — говорит Ольга Костюк. — Его добывали в Альпах, в районе перевала Сен-Готард».

Все части сосуда украшены тонкой резьбой и орнаментами. На тулове среди деревьев и цветов резвятся созданные тонкими точными штрихами животные: медведи, зайцы, кабаны. Гравированные когти, шерсть, клыки зверей, мелкие детали растений и трав демонстрируют высокое мастерство автора, который принадлежал к миланской школе XVI века. В резьбе сохранен рельеф, «пеньки», которые покрывают поверхность тулова и из которых «вырастают» ветки.

Золотая оправа кубка, созданная на век позже, отчасти скрывает резьбу на ножке, но придает ему торжественный вид настоящей драгоценности. Оправа украшена рубинами и полихромной эмалью и, вероятно, выполнена мастерами Южной Германии середины XVII века.

При первоначальном исследовании реставраторы зафиксировали трещины в горном хрустале, деформации, трещины и разрывы золотого декора, сколы поли­хромной эмали; оправы драгоценных камней разболтались. Также обнаружились следы предыдущих реставраций, например остатки полимеров, использованных в 1950–1960-х годах.

Все части сосуда украшены тонкой резьбой и орнаментами.  Фото: Государственный Эрмитаж
Все части сосуда украшены тонкой резьбой и орнаментами.
Фото: Государственный Эрмитаж

Важным способом современной реставрации стала лазерная очистка и сварка. «Лазерные технологии — это один из инструментов, которые мы давно используем в работе, — рассказал Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов. — Без них было бы никак не распрямить и не собрать навершие с золотой короной, которая была буквально смята. Лазер использовался также при работе с полихромной эмалью на металлической монтировке, которую восстанавливали с помощью светоотверждаемых керамически-армированных композитов, отверждаемых ультрафиолетом. Важно, чтобы реставрация, проведенная на максимально доступном технологическом уровне, была обратима. Например, при использовании специального оборудования вышеупомянутые композиты можно снять с эмали как тонкие пленки».

Лазерная сварка не требует припоев, и значит, в месте проведения сварного шва отсутствует окалина, а вес предмета не изменяется (вес музейных предметов из драгоценных металлов фиксируется до второго знака после запятой). Лазерную очистку применили на подложках рубинов, с которых испарили следы солей, сами камни укрепили в оправах. Микротрещины эмали реставраторы пропитали полимером.

Сейчас кубок вернулся в экспозицию Особой кладовой, где его показывают в последние десятилетия. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+