18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Хрустальный кубок, связавший двух монархов, снова увенчан золотой короной

В Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов. Фото: Государственный Эрмитаж
В Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов.
Фото: Государственный Эрмитаж
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Сосуду из горного хрусталя, который польский король Август II Сильный подарил Петру Великому, возвращено его великолепие. Для этого специалистам Эрмитажа пришлось проявить немало профессиональных умений, в том числе использовать лазерные технологии

После девяти месяцев работ в Государственном Эрмитаже завершилась реставрация хрустального сосуда, который пока раскрыл только часть своих секретов.

Согласно инвентарю Галереи драгоценностей, этот сосуд курфюрст Саксонии и король Польши Август II Сильный (1670–1733) преподнес Петру I. Первоначально кубок имел хрустальную крышку, но от нее сохранилась только сильно деформированная монтировка, увенчанная золотой короной. Когда именно крышка была утрачена, а корона повреждена, неизвестно. Подобные сосуды не использовались в быту, их хранили в сокровищницах или кунсткамерах, преподносили как дипломатические подарки.

Петр I и Август II Сильный встречались несколько раз и постоянно поддерживали контакты. Август был выдающимся коллекционером, покровителем художников и ювелиров, его собрание живописи стало основой для Дрезденской картинной галереи, а кунсткамера — ядром музея «Зеленые своды». «Точных сведений, когда и по какому случаю кубок был подарен русскому императору, нет, — отметила Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства. — Однако известно, что собрание редкостей и драгоценностей Августа Сильного так впечатлило Петра I, что он однажды даже ночевал в сокровищнице и решил создавать собственную кунсткамеру».

Хрустальный кубок Августа Сильного после реставрации, проведенной Государственным Эрмитажем.  Фото: Государственный Эрмитаж
Хрустальный кубок Августа Сильного после реставрации, проведенной Государственным Эрмитажем.
Фото: Государственный Эрмитаж

Сосуд составлен из вырезанных из горного хрусталя тулова, ножки и подставки. «Такой крупный беспорочный кварц, из которого созданы детали кубка, стоил во времена Августа Сильного баснословно дорого, дороже живописи Боттичелли, — говорит Ольга Костюк. — Его добывали в Альпах, в районе перевала Сен-Готард».

Все части сосуда украшены тонкой резьбой и орнаментами. На тулове среди деревьев и цветов резвятся созданные тонкими точными штрихами животные: медведи, зайцы, кабаны. Гравированные когти, шерсть, клыки зверей, мелкие детали растений и трав демонстрируют высокое мастерство автора, который принадлежал к миланской школе XVI века. В резьбе сохранен рельеф, «пеньки», которые покрывают поверхность тулова и из которых «вырастают» ветки.

Золотая оправа кубка, созданная на век позже, отчасти скрывает резьбу на ножке, но придает ему торжественный вид настоящей драгоценности. Оправа украшена рубинами и полихромной эмалью и, вероятно, выполнена мастерами Южной Германии середины XVII века.

При первоначальном исследовании реставраторы зафиксировали трещины в горном хрустале, деформации, трещины и разрывы золотого декора, сколы поли­хромной эмали; оправы драгоценных камней разболтались. Также обнаружились следы предыдущих реставраций, например остатки полимеров, использованных в 1950–1960-х годах.

Все части сосуда украшены тонкой резьбой и орнаментами.  Фото: Государственный Эрмитаж
Все части сосуда украшены тонкой резьбой и орнаментами.
Фото: Государственный Эрмитаж

Важным способом современной реставрации стала лазерная очистка и сварка. «Лазерные технологии — это один из инструментов, которые мы давно используем в работе, — рассказал Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов. — Без них было бы никак не распрямить и не собрать навершие с золотой короной, которая была буквально смята. Лазер использовался также при работе с полихромной эмалью на металлической монтировке, которую восстанавливали с помощью светоотверждаемых керамически-армированных композитов, отверждаемых ультрафиолетом. Важно, чтобы реставрация, проведенная на максимально доступном технологическом уровне, была обратима. Например, при использовании специального оборудования вышеупомянутые композиты можно снять с эмали как тонкие пленки».

Лазерная сварка не требует припоев, и значит, в месте проведения сварного шва отсутствует окалина, а вес предмета не изменяется (вес музейных предметов из драгоценных металлов фиксируется до второго знака после запятой). Лазерную очистку применили на подложках рубинов, с которых испарили следы солей, сами камни укрепили в оправах. Микротрещины эмали реставраторы пропитали полимером.

Сейчас кубок вернулся в экспозицию Особой кладовой, где его показывают в последние десятилетия. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+