В рамках нового проекта «Один музей. Три взгляда» Государственный Эрмитаж совместно с VK запустил три цифровых маршрута по музею в сопровождении звездных ведущих: писателя Сергея Минаева, стендап-комика Евгения Чебаткова и певицы Клавы Коки. Пройти по маршрутам можно в музее или онлайн с помощью специально разработанного чат-бота в сообществе Эрмитажа в социальной сети «ВКонтакте». Кроме Эрмитажа и VK в проекте участвовал бренд Samsung: компания предоставила музею плазменные экраны, а также создала для посетителей зону с диванами и планшетами, на которых можно пройти все три маршрута, сидя на удобной софе.
У проекта две задачи: во-первых, помочь посетителям с навигацией по великану-музею, а во-вторых — обратить внимание аудитории на редкие экспонаты и рассказать малоизвестные факты о шедеврах. «Лабиринты» Зимнего дворца превратились в своеобразный квест благодаря размещенным в его залах QR-кодам: при наведении камеры смартфона пользователь получает карту маршрута, короткий вертикальный видеоролик (здесь музей подстроился под клиповое мышление современного поколения) и может двигаться в поисках следующей точки. Экскурсии предназначены как для тех, кто пришел познакомиться с ведущим музеем страны впервые, так и для искушенного зрителя — организаторы постарались, чтобы контент получился познавательным для всех. Каждая из трех виртуальных экскурсий занимает не менее часа и ведет зрителя по не самым популярным залам, уводя от основного потока туристов.
Отправной точкой для всех маршрутов служит Фельдмаршальский зал: направо пойдешь — на Минаева набредешь, налево пойдешь — Клаву Коку найдешь, а прямо пойдешь — Чебаткова встретишь. Выбор проводников неспроста получился разношерстным — такой подход позволит взглянуть на музей через призму восприятия медиаперсон, отличающихся по возрасту и сфере деятельности, с разным бэкграундом и аудиторией. Так, Сергей Минаев представит зрителю Эрмитаж как хранителя истории, Евгений Чебатков развеет миф о строгости музея и поведает о «смеховой» культуре минувших эпох, а Клава Кока укажет на сокровища коллекции Эрмитажа и поведает о работе климатологов, реставраторов и других специалистов музейного дела. Эрмитаж выбирал проводников, опираясь на возможности VK. Сергей Минаев и Клава Кока были подобраны под уже сформированные маршруты, а Евгения Чебаткова вписали в проект еще до появления идеи юмористической экскурсии.
«История в Эрмитаже» с участием Сергея Минаева виртуально повествует, например, о парадном Гербовом зале, в котором в годы Первой мировой войны находился лазарет, и о разбитых в Висячем саду огородах, где во время блокады Ленинграда работники музея выращивали овощи. Находясь в Большом итальянском просвете, писатель рассказывает не о полотнах мастеров XVII–XVIII веков, а об эвакуации более 1,2 млн экспонатов в Свердловск во время Великой Отечественной войны. В Военной галерее, которой Пушкин посвятил строки «У русского царя в чертогах есть палата: она не золотом, не бархатом богата», Минаев раскрыл секрет пустых рам. Самое длинное видео проекта (и единственное горизонтальное) — восьмиминутное интервью об истории Георгиевского (или Большого тронного) зала с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Завершающим пунктом этого маршрута стал подкаст о знаменитых эрмитажных атлантах — тоже в исполнении Михаила Пиотровского.
«Юмор в Эрмитаже» с Евгением Чебатковым в Портретной галерее Романовых упоминает первые царские тусовки — ассамблеи Петра I, в Шатровом зале — толкует значение большого пальца вверх на полотне Диего Веласкеса «Завтрак», а в Зале французского искусства — ищет причину скандальности улыбки, оголяющей зубы, на автопортрете придворной французской художницы Элизабет Виже-Лебрен. В самом любимом зале юных посетителей Эрмитажа — Рыцарском — комик поведал о роли своих коллег-шутов в Средние века: кроме задачи развеселить вельмож, шуты могли исполнять обязанности советника, домоправителя и оруженосца.
Наконец, благодаря маршруту «Вдохновение в Эрмитаже» с Клавой Кокой аудитория узнает о работе музейных климатологов для сохранения «Мадонны» Леонардо да Винчи, об образцах камнерезного искусства из уральского малахита в просветах и о воссозданной в Зимнем дворце копии лоджии Рафаэля в Ватикане, на потолке которой (если не жалеть свою шею) можно разглядеть сюжеты от сотворения мира и изгнания из рая первых людей до рождения Христа и Тайной вечери. Маршрут также затрагивает историю гранитной статуи богини войны и разрушения Сехмет. Дочь бога Ра изображали с головой льва, по преданию, ее дыхание создало пустыню.
«Сложность проекта состояла в том, чтобы сделать его простым и доступным как онлайн, так и офлайн. Своей задачей мы видели сокращение дистанции между аудиторией „ВКонтакте“, Эрмитажа и прекрасными экспонатами, которые музей любезно предоставил. Надеюсь, что с задачей мы справились», — прокомментировала директор департамента контентных партнерств VK Мария Воробьева. «Этот проект продолжает нашу давнюю традицию сотрудничать с соцсетью „ВКонтакте“. Для нашего музея VK — помощник в том, чтобы существовать в мире интернета и социальных сетей», — добавил Михаил Пиотровский.
Вечером в день запуска проекта «Один музей. Три взгляда» прошла торжественная церемония, где с речью выступили Михаил Пиотровский, Мария Воробьева, а также генеральный директор «VK Видео» Марианна Максимовская. После официальной части Илья Папоян, участник фортепианного фестиваля Pianissimo, исполнил для гостей композиции Сергея Рахманинова.