18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спасение культурного наследия — дело рук самих нуждающихся?

Отмена американского гранта чревата приостановкой реставрации Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире.  Фото: World Monuments Fund
Отмена американского гранта чревата приостановкой реставрации Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире.
Фото: World Monuments Fund
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Указ Трампа о сокращении зарубежной помощи от США неизбежно ударит по программам защиты объектов наследия целого ряда регионов планеты. В число международных организаций, которым отказано в американских грантах, попал и Всемирный фонд памятников

Ликвидация Госдепартаментом США зарубежных грантовых программ ставит под угрозу гуманитарные организации и организации по охране культурного наследия во всем мире. Эти средства позволяли реализовывать программы по сохранению находящихся под угрозой объектов и поддерживать низовые проекты в регионах с ограниченными ресурсами. Уменьшение финансирования может привести к разрушению бесценных исторических памятников, утрате артефактов и сокращению международного сотрудничества в области охраны наследия.

Нынешняя администрация президента США суммарно планирует урезать около $60 млрд иностранной помощи и уже закрыла примерно 45% всех зарубежных грантов, что фактически означает упразднение приблизительно 4 тыс. из более чем 9 тыс. существующих грантов. В частности, Всемирный фонд памятников, штаб-квартира которого расположена в Нью-Йорке, сообщил, что получил уведомление о закрытии семи грантов от правительства США на общую сумму более $800 тыс., что составляет приблизительно половину его государственного финансирования. За последние два десятилетия Всемирный фонд памятников получил от правительства США 70 грантов на общую сумму более $25 млн.

Представители организации предельно осторожно подбирают формулировки, чтобы не «вызвать волну всеобщего беспокойства», и не уточняют, в какой мере пострадают отдельные гранты. «Мы не хотим вызвать чрезмерное беспокойство у наших партнеров на местах и не хотим забегать вперед, — говорит Бенедикт де Монлор, президент и исполнительный директор Всемирного фонда памятников. — Мы получили уведомление о закрытии, и нам сообщили, что оно окончательное, но мы не можем сказать наверняка, что эти гранты не будут восстановлены. Мы не умеем предсказывать будущее».

В число затронутых сокращением проектов Всемирного фонда памятников входят реставрационные работы в старом здании Колледжа Фура-Бей в Сьерра-Леоне — первого западного университета в так называемой Черной Африке, который был основан в 1827 году. Здание сильно пострадало во время гражданской войны в Сьерра-Леоне и в пожаре, произошедшем в 1999 году. Это одна из немногих сохранившихся исторических достопримечательностей в столице страны Фритауне. Последние четыре года Всемирный фонд памятников работал над восстановлением здания; его первый этап, в рамках которого местное население приняло участие в разработке концепции реставрационного проекта, завершился в 2023 году. По окончании работ здесь разместится детская музыкальная школа. «Старое здание Колледжа Фура-Бей служит символом восстановления после конфликта, — рассказывает де Монлор. — Его реконструкция изменит облик района и даст детям новые возможности».

Реставрация Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире. Фото: World Monuments Fund
Реставрация Такийята Ибрагима аль-Гюльшани, османского жилого комплекса XVI века в Каире.
Фото: World Monuments Fund

Среди других проектов, финансирование которых было прекращено, — реставрация Такийята Ибрагима аль-Гюльшани в Каире, османского жилого и религиозного комплекса, построенного в 1519–1524 годах. На протяжении десятилетий он страдал от вандализма, природных катаклизмов и последствий политической нестабильности. В сотрудничестве с Министерством туризма и древностей Египта Всемирный фонд памятников подготовил план его реставрации и в 2018 году приступил к восстановительным работам на $500 тыс., выделенных Фондом послов США по сохранению культурного наследия. «Благодаря этому проекту египетские реставраторы и студенты получили возможность пройти обу­чение на практике, что обеспечило непрерывность экспертизы в области наследия в регионе», — объясняет де Монлор.

Критерии, по которым принимались решения о закрытии отдельных грантов, неясны, но организациям сообщили, что гранты анализировали в соответствии с директивой администрации Трампа «Америка прежде всего», которая, как утверждают в Белом доме, призвана «защищать ключевые интересы Америки, ставя Америку и американских граждан на первое место».

«Правительство ведет пересмотр своей внешней политики и дипломатических приоритетов, — говорит де Монлор. — Госдепартамент всегда поддерживал наследие, потому что это отличный инструмент культурной дипломатии. Мы надеемся, что так будет и впредь, поскольку уверены, что это безусловно служит интересам Америки».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+