18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Кораблекрушение у аббатства и другие детали алтарной картины «Мария во славе»

Алтарная картина «Мария во славе» (1524), написанная Яном Провостом, считается одной из лучших его работ.  Фото: Государственный Эрмитаж
Алтарная картина «Мария во славе» (1524), написанная Яном Провостом, считается одной из лучших его работ.
Фото: Государственный Эрмитаж
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Реставрация произведения нидерландского художника Яна Провоста в Государственном Эрмитаже позволила разглядеть исчезнувшие подробности. Некоторые из них были навеяны натурной реальностью, что не так уж часто встречается в церковном искусстве

Алтарная картина «Мария во славе» (1524), написанная ранним нидерландским художником Яном Провостом (около 1465 — 1529), считается одной из лучших его работ. Выполненная для собора Святого Донациана в Брюгге, уже вскоре, в период Реформации, картина была спрятана католиками в тайнике, чтобы избежать ее уничтожения фанатиками-иконоборцами, после чего о ней надолго забыли. В 1799 году собор был снесен французскими оккупантами, и деревянная доска совершенно случайно обнаружилась в руинах. Она пострадала от падения камней; тогда ее отреставрировали в первый раз, в частности переведя изображение с древесины на холст. В 1850 году из коллекции нидерландского короля работа была куплена в Эрмитаж.

Картина изображает парящую Мадонну в окружении ангелов, пророков и сивилл, предсказавших рождение Христа. Среди персонажей удивление обычно вызывает император Цезарь Август (по легенде, он услышал предсказание от Тибуртинской сивиллы). Однако процедуры, произведенные недавно специалистами Эрмитажа, позволили найти и другие интересные детали.

Картина изображает парящую Мадонну в окружении ангелов, пророков и сивилл, предсказавших рождение Христа.  Фото: Государственный Эрмитаж
Картина изображает парящую Мадонну в окружении ангелов, пророков и сивилл, предсказавших рождение Христа.
Фото: Государственный Эрмитаж

Реставрационные работы, помимо стандартных, улучшающих сохранность полотна, стандартным же образом коснулись очистки поверхности от пожелтевшего и потемневшего лака, который искажал авторский колорит. Такая очистка не только вернула алтарной картине яркость, но и позволила зрителям всматриваться в мелкие детали, которые раньше терялись в темноте.

Наиболее интересным, по мнению сотрудников Эрмитажа, является фрагмент фона с пейзажем. Прототипом замка, изображенного на заднем плане, стала, вероятнее всего, знаменитая крепость Мон-Сен-Мишель. Святилище на этом острове существовало со времен друидов, а в христианскую эпоху было осенено явлением самого архангела Михаила и с той поры стало важнейшим французским аббатством. Известно, что Провост бывал во Франции, то есть он мог зарисовать крепость с натуры.

Теперь на картине Провоста можно разглядеть детали пейзажа, имеющего натурный прообраз. Фото: Государственный Эрмитаж
Теперь на картине Провоста можно разглядеть детали пейзажа, имеющего натурный прообраз.
Фото: Государственный Эрмитаж

Изображенный замок возвышается над морем, а у берегов скалистого острова стоят корабли. Теперь стало видно, что один из них терпит кораблекрушение, сев на мель. Историки же напоминают, что скалы у исторического аббатства были знамениты своими сильными приливами и отливами, пугавшими мореплавателей, — так что это еще один довод к отождествлению.

Результаты работ будут представлены на выставке «Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации», которая откроется в Эрмитаже в мае, после чего картина вернется на место постоянного экспонирования в зале нидерландской живописи. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+