18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Саду Бенуа высадили клумбы из эйфории и вдохновения

В петербургском Саду Бенуа расцвели эмоции: эмпатия, вдохновение, эйфория, спокойствие и нежность. Фото: Сергей Власов
В петербургском Саду Бенуа расцвели эмоции: эмпатия, вдохновение, эйфория, спокойствие и нежность.
Фото: Сергей Власов

Марина Звягинцева презентовала в Петербурге паблик-арт-проект «Эмоциональный полив». Инсталляции из спиннеров, труб и водокачек превратили в квест историческое место, более 100 лет назад ставшее площадкой для экспериментов архитектора Юлия Бенуа

В петербургском Саду Бенуа расцвели эмоции: эмпатия, вдохновение, эйфория, спокойствие и нежность. Все они представлены в виде арт-объектов — клумб художницы Марины Звягинцевой, каждый установлен на пьедестале, который одновременно служит местом для отдыха. «Цветущие» инсталляции растут на ножках из канализационных труб, бутоны сделаны из крутящихся спиннеров, рядом с каждой — садовая водокачка. Клумба с эмпатией разместилась на входе в парк спального Калининского района Санкт-Петербурга. Цветовая палитра этого «букета» строится на противоречии между желтым, символизирующим радость, и фиолетовым, цвете печали, то есть на противоположных эмоциях, ведь, уверена автор «Эмоционального полива», «нужно подключить „зеркальные нейроны“, чтобы почувствовать всю гамму чувств другого человека».

Чувственные «клумбы» разбросаны по разным уголкам Сада Бенуа, так что поиск эмоций превращается в маленькое приключение. Фото: Сергей Власов
Чувственные «клумбы» разбросаны по разным уголкам Сада Бенуа, так что поиск эмоций превращается в маленькое приключение.
Фото: Сергей Власов

Цвета для эмоций она подбирала интуитивным путем, при этом опираясь на научные исследования. Доказано, что каждая эмоция вызвана всплеском тех или иных гормонов. Например, эмпатия состоит из эндорфина и окситоцина. Само слово «гормон» происходит из греческого языка и означает «приводить в движение». Звягинцева визуализирует биохимию, создавая свои визуальные метафоры в авторской технике биотипии — живописи на движущейся воде. Чувственные «клумбы» разбросаны по разным уголкам Сада Бенуа, так что поиск эмоций превращается в приключение.

«Мы идем на природу, чтобы переключиться и подзарядиться, испытать другие эмоции. Перезагрузка всегда начинается с эмпатии — с сопричастности. Поэтому ею открывается паблик-арт-проект. Сама выставка тоже эмпатическая, или, если быть точной, партиципаторная, потому что местные жители стали ее соавторами. Перед тем как создать инсталляции, мы провели опрос. У людей, которые гуляли в саду, спрашивали, какие эмоции вызывает у них это место. Чаще всего называли эмпатию, вдохновение, спокойствие и эйфорию. Нежность я добавила от себя. „Эмоциональный полив“ предлагает каждому „прокачать“ свое настроение с помощью разноцветных арт-колонок», — рассказывает художница.

«Эйфория» складывается из оранжевого и голубого — цветов заката, наблюдение за которым чаще всего сопровождается «вау-эффектом». Фото: Сергей Власов
«Эйфория» складывается из оранжевого и голубого — цветов заката, наблюдение за которым чаще всего сопровождается «вау-эффектом».
Фото: Сергей Власов

«Эйфория» заняла центральное место в историческом саду. Она складывается из оранжевого и голубого — цветов заката, наблюдение за которым чаще всего сопровождается «вау-эффектом». «Вдохновение» разместилось рядом с воссозданной дачей Юлия Бенуа, где до недавнего времени была школа искусств, а теперь располагается коворкинг. Эта эмоция — красно-синих оттенков, горячей страсти и холодного расчета. Клумба спокойствия выросла у пруда и исполнена в умиротворяющих природных сине-зеленых оттенках. Цветы нежности — в мягких сиреневых тонах — растут рядом с семейным кафе, которое находится в здании, где прежде располагался образцово-показательный коровник фермы Бенуа.

Проект неотделим от места, для которого создан и которым вдохновлен. В 1890 году представитель творческой династии Юлий Юльевич Бенуа решил устроить тут райский уголок. Племянник Николая Бенуа, главного архитектора Петергофа, был талантливым и прозорливым человеком. Он построил в Петербурге 30 зданий, некоторые из них стали знаковыми для города. В частности, он с братьями проектировал знаменитый дом Первого российского страхового общества на Каменноостровском проспекте. Но вошел в историю как раз своим экспериментальным фермерским проектом, который реализовал недалеко от парка Сосновка, где любили гулять Тургенев с Белинским.

Клумба спокойствия выросла у пруда и исполнена в умиротворяющих природных сине-зеленых оттенках. Фото: Сергей Власов
Клумба спокойствия выросла у пруда и исполнена в умиротворяющих природных сине-зеленых оттенках.
Фото: Сергей Власов

Дачу Юлий Бенуа построил по собственному проекту так, чтобы было удобно наблюдать за хозяйством и садом. Уютный деревянный домик в стиле модерн увенчан башенкой, одновременно служившей каланчой. Главным на этой территории стал коровник, для которого Бенуа привез из Европы 120 голов породистых буренок. Со временем их число увеличилось до 200. Это была своего рода фермерская лаборатория: скот содержался в идеальной чистоте, за ним следили круглосуточно, кирпичный коровник был оборудован по последнему слову техники. Юлий Бенуа даже провел к даче железнодорожную ветку, чтобы быстро доставлять свежее молоко в центр Петербурга. Первая городская молочная ферма удостоилась золотой медали на Всероссийской гигиенической выставке 1913 года и международных наград. Архитектору удалось воплотить свой замысел и построить райский сад с идеальным хозяйством.

После революции ферма была национализирована и превратилась в колхоз «Лесной». Юлий Бенуа остался при нем и даже какое-то время работал в Министерстве продовольствия РСФСР, где занимался сельским хозяйством. Дальнейшая судьба потомственного дворянина неизвестна. Предположительно, он скончался в 1929 году. Ферма просуществовала до 1960-х. Здесь, помимо коров, разводили кур, кроликов и выращивали картофель. Потом хозяйство пришло в упадок и долго стояло в запустении. В 2011 году руины с охранным статусом выкупил Андрей Лушников, восстановил дачу и хозяйские постройки. Сад Бенуа стал местом, куда приезжают погулять со всех концов Петербурга. Здесь создали креативное культурное пространство, куда органично влилось современное искусство.

«Эмоциональный полив» предлагает каждому «прокачать» свое настроение с помощью разноцветных арт-колонок.  Фото: Сергей Власов
«Эмоциональный полив» предлагает каждому «прокачать» свое настроение с помощью разноцветных арт-колонок.
Фото: Сергей Власов

Проект Марины Звягинцевой, которая с 2009 года делает выставки под открытым небом в спальных районах, стал шестым в Саду Бенуа. Например, два года назад свой проект реализовал на этой территории художник Алексей Лука, построив для сада два необычных домика, похожих одновременно на садовые павильоны, дачные теплицы и голубятни. Один из «Домиков для чтения» до сих пор стоит в парке — недалеко от «Эйфории» Марины Звягинцевой. «Прокачать» себя позитивными эмоциями в Саду Бенуа можно до конца лета. Потом арт-объекты переедут в другой спальный район Петербурга и станут частью дворовой территории строящегося жилого комплекса.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+