Ричард Серра, американский художник, который любил «работать на грани возможного», создавая гигантские стальные произведения, по масштабам сравнимые с такими древними памятниками, как Стоунхендж или египетские гробницы, как сообщается, умер у себя дома в Нью-Йорке. Ему было 85 лет.
Работы Серры из окисленного металла, за которые он получил признание как «лучший из ныне живущих скульпторов», хранятся в крупных коллекциях по всему миру, в том числе в Музее Гуггенхайма в Бильбао, где произведение весом 1034 т «Материя времени» (2005) занимает главный зал. Другие объекты были заказаны и созданы для открытых пространств: катарской пустыни Духан, площадей в Лондоне и Нью-Йорке, вершины искусственной горы из отходов горнодобывающей промышленности в Эссене в Центральной Германии и многих других мест.
Ричард Серра родился в Сан-Франциско в 1938 году в семье эмигранта из Испании и дочери еврейских эмигрантов из Одессы. С таким материалом, как промышленная холоднокатаная сталь, познакомился еще в детстве, так как его отец работал слесарем на верфи. В интервью 2001 года Ричард Серра рассказывал, как в день его четвертого дня рождения отец взял его с собой на верфь, чтобы показать спуск судна на воду. Именно в этом нежном возрасте будущий скульптор впервые подумал о том, что «самый тяжелый предмет может стать легким и что такое огромное количество тонн может быть лиричным».
После школы Ричард Серра поступил в Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, где изучал английскую литературу, параллельно работая на сталелитейных заводах, чтобы оплачивать свое обучение. Один из университетских преподавателей после просмотра его рисунков посоветовал ему заняться изобразительным искусством. Благодаря этому Серра получил стипендию для обучения в Йельском университете, где он общался с такими художниками, как Чак Клоуз, Брайс Марден, Роберт Мэнголд и Нэнси Грейвс, на которой он какое-то время был женат.
После пребывания в Париже, где он почти ежедневно посещал студию Константина Бранкузи, Серра поселился в Нью-Йорке. Там он начал экспериментировать с другими материалами, создавая скульптуры из расплавленного свинца и резины. В 1966 году им стал заниматься знаменитый галерист Лео Кастелли, хотя Серра отказывался создавать небольшие работы, которые бы легко продавались, вместо этого настаивая на создании еще более масштабных произведений. Художник также отказался примкнуть к какому-либо конкретному движению из множества, возникавших в то время на волне минимализма.
Несмотря на авторитет и успех Ричарда Серры, выразившихся, в частности, в получении почетного «Золотого льва» Венецианской биеннале в 2001 году, рынок публичных продаж его работ на аукционах не поднялся до стратосферных высот, достигнув максимальной суммы в $4,3 млн.
В его карьере были и драматичные эпизоды. В 1975 году оторвавшимся фрагментом одной из работ скульптора в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе был случайно раздавлен насмерть монтажник. Расследование показало, что крановщик не следовал инструкциям, что положило конец требованиям художественной общественности, чтобы Серра прекратил заниматься скульптурой. Меньше ему повезло в 1985 году, когда в суд попала публичная петиция об удалении его инсталляции «Наклонная дуга» (1981) с нью-йоркской площади Фоли-Федерал-плаза из-за ее «безобразия» и опасности для прохожих. Скульптор подал в суд на правительство США, но проиграл, и работа была демонтирована по федеральному иску в 1989 году.
Однако таких событий было немного, и популярность Ричарда Серры продолжала расти. Помимо «Золотого льва», за вклад в искусство на протяжении жизни он был отмечен высшими наградами Германии, США, Франции и Японии. А смелость и монументальность его работ означают, что его вряд ли забудут. Как выразился сам художник, «если вы вообще вносите какой-то вклад, очень, очень трудно предсказать с точки зрения вечности, что останется в веках, а что нет; но это, скажем так, означает, что шанс есть».