18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Валентина Агафонова: «Музей Булгакова — заложник своей популярности»

Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова. Фото: Музей Михаила Булгакова
Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова.
Фото: Музей Михаила Булгакова
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Музей Михаила Булгакова пользовался популярностью и до новой экранизации «Мастера и Маргариты», а сейчас тем более. Но есть реальность медийная, а есть практическая, жизненная. Как они сопрягаются в контексте музея, нам рассказала его директор

Что собой представляет сегодня государ­ственный музей Михаила Булгакова в Москве?

Сейчас у нас три площадки. Я настаиваю на цифре три, потому что, когда в марте 2023 года мы открыли наш Научно-просветительский центр на Арбате, многие написали: «Ура! Теперь Музей Булгакова представлен на четырех площадках». Это происходит из-за путаницы с частным культурным центром «Булгаковский дом», который находится в том же доме на Большой Садовой, 10. Но нет, государственный музей Михаила Булгакова только один. В него входит в первую очередь «нехорошая квартира», которая в качестве музея функционирует с 2007 года. Три года назад открылось наше пространство по адресу Большая Пироговская, 35а. Это первое отдельное жилье Булгакова в Москве, которое он снимал с 1927 по 1934 год. Самое новое пространство — Научно-просветительский центр на Арбате.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

Булгаков жил и там?

Само это место не имеет к Булгакову прямого отношения, однако рядом, в Нащокинском переулке, находился дом, где писатель жил с 1934 по 1940 год. Новая площадка музея удобна для проведения встреч, лекций, конференций и других мероприятий.

Получается, что вы — один из немногих московских музеев, которые в последние годы приросли не благодаря укрупнениям и слияниям, а естественным путем. Как вам это удалось?

Присоединение упомянутых помещений — заслуга предыдущего директора музея, Петра Мансилья-Круза, который возглавлял его с 2013 года. Когда я была назначена на этот пост в июле 2022 года, руководство поручило мне открыть Научно-просветительский центр ко Дню города, к началу сентября. Уже тогда я понимала, что мы точно не успеем к сроку, поскольку эта задача была уравнением с несколькими неизвестными, а открытие новой площадки — большая ответственность. Открылись в марте 2023-го: библиотека, полноценный лекторий, выставочное пространство, музыкальная гостиная со старинным роялем, впечатляющая коллекция виниловых пластинок. Там же фонд рукописных документов, в который входят материалы исследователей-булгаковедов и различные документы о деятельности музея. Этот фонд был создан на базе архива Мариэтты Омаровны Чудаковой, переданного ее дочерью Марией. Чудакова — одна из создательниц музея. Мы сделали в Научно-просветительском центре ее мемориальный кабинет.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

Чем вы занимались до того, как стали директором Музея Булгакова?

С 2017 года занимала ту же должность, которую продолжаю занимать и сейчас, сов­мещая: параллельно я директор Центральной городской молодежной библиотеки имени Михаила Светлова. Сидеть на двух стульях относительно удобно: «нехорошая квартира» и Светловка находятся друг напротив друга, на противоположных сторонах Садового кольца. Но, поскольку у Светловки тоже есть два филиала, со временем оказалось, что стульев у меня уже не два, а шесть. Светловка для меня — это уже подросший ребенок: тут все налажено, подобрана команда, все знают, что делать. Музей Булгакова для меня пока еще на другой стадии.

БИОГРАФИЯ
Валентина Агафонова
Директор Музея М.А.Булгакова и Центральной городской молодежной библиотеки им. М.А.Светлова

1986 родилась в Москве
2007 окончила Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина по специальности «филолог»
2007–2013 ассистент проекта, координатор проекта, менеджер проекта, менеджер по развитию Фонда социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа»
2014 начальник отдела маркетинга ГАУК «Мосгортур»
2014–2015 заместитель директора ФГБУ «Роспатриотцентр»
2015–2017 заместитель генерального директора по PR и развитию ГБУК г.Москвы «Дирекция по развитию культурных центров»
С 2017 директор ГБУК г.Москвы «Центральная городская молодежная библиотека им. М.А.Светлова»
2018–2019 параллельно директор ГБУК г.Мос­квы «Библиотека-читальня им. А.С.Пушкина»
2022 по совместительству директор ГБУК г.Москвы «Музей М.А.Булгакова»
2023 основное место работы — Музей М.А.Булгакова

Еще…

Вы помните, что вас в начале здесь поразило?

Невероятные потоки посетителей — не только в выходные, но и в будни. Посещаемость сейчас около 100 тыс. человек в год. За мой период работы она выросла на треть.

«Нехорошая квартира». Постоянная экспозиция. Фото: Музей Михаила Булгакова
«Нехорошая квартира». Постоянная экспозиция.
Фото: Музей Михаила Булгакова

То есть выход фильма-блокбастера не повлиял на вашу посещаемость?

С одной стороны, Булгаков, безусловно, один из популярнейших писателей в России и зарубежном мире. С другой — наш музей в определенном смысле является заложником этой ситуации, и мы постоянно должны придумывать новые проекты, чтобы удержать имеющуюся аудиторию и привлечь новую. Иными словами, сложно ответить на вопрос, каков прирост аудитории музея после выхода фильма. Самое важное здесь то, что кинокартина Михаила Локшина дает повод для дискуссии и музей оказывается востребован и как площадка для мероприятий, и как инстанция с опытными специалистами, готовыми принять участие в открытом разговоре об экранизации «закатного романа». Во время работы над фильмом съемочная группа обращалась в музей за консультациями относительно историко-культурных реалий 1920–1930-х годов, по вопросам биографии и творчества Булгакова.

К премьере фильма в музее открылась выставка костюмов, которые использовались в кинокартине. Кроме того, мы записали аудиогид по «нехорошей квартире», где голосом Булгакова стал Евгений Цыганов, исполнитель роли Мастера. Организовали серию паблик-токов, которые были связаны и с романом Булгакова, и с новой экранизацией. Спикерами, кстати, выступили и представители съемочной группы и актеры. Например, Данил Стеклов, сыгравший Бездомного, рассказывал о том, что в прокатную версию фильма не вошло большое количество отснятого материала. Мы попробуем попросить у создателей фильма что-то из дополнительных сцен для обсуждения.

Выставка «Вы судите по костюму?». Музей Михаила Булгакова. Фото: Музей Михаила Булгакова
Выставка «Вы судите по костюму?». Музей Михаила Булгакова.
Фото: Музей Михаила Булгакова

Каковы планы вашего дальнейшего развития?

Одним из достоинств прежнего музея было обилие внутренних выставочных проектов. Мне же хочется, при сохранении традиций, больше внешних партнерств и коллабораций. Это отлично работает в сфере культуры, это колоссальный ресурс. У нас уже выстроены взаимоотношения с другими музеями и архивами, кинотеатрами, театрами, издательствами, ресторанами. Сотрудничаем и с вузами. Например, в марте начинаем совместный проект со студентами Высшей школы экономики. Отдельное внимание сейчас уделяется сувенирной продукции и издательским проектам. Недавно мы представили новый логотип музея, а параллельно работаем над созданием нового брендбука и сайта.

В этом году у нас амбициозные планы ко дню рождения Михаила Булгакова в мае. Хотим повторить успех прошлого года и значительно расширить программу нашего фестиваля.

Из других планов. В доме на Большой Садовой музею принадлежат две квартиры: собственно сама «нехорошая квартира» № 50, с экспозицией, и находящаяся напротив, на той же лестничной площадке, квартира № 51, служебная. Мы планируем открыть ее для публики — устроить там сувенирный киоск, гардероб и зону ожидания экскурсий.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

А что происходит с площадкой на Пироговской?

Музей на Большой Пироговской перед Новым годом затопило — сейчас мы его приводим в порядок и надеемся открыть в марте. Хочется снова радовать посетителей и действующей экспозицией, состоящей из огромного количества мемориальных предметов, и новыми выставками. В этом году на Пироговке у нас их запланировано несколько. Несмотря на то что там небольшое пространство, не более 100 кв. м, мы стали интегрировать театрализованные экскурсии, что дало возможность решить эту проблему: «расширить» пространство и рассказывать о выставках гораздо больше и уже на другом языке — языке театра.

Какова ситуация с фондами, реставрацией предметов?

Сейчас фонды насчитывают более 8 тыс. единиц, и они активно комплектуются за счет дарителей, друзей музея. В коллекции музея хранится большое количество печатных изданий с первыми публикациями писателя, его автографы, редкие книги, документы, фотографии.

В конце прошлого года мы провели потрясающую реставрацию мемориальной мебели из квартиры Михаила Булгакова в Нащокинском переулке и гостиного гарнитура Владимира Степуна, близкого знакомого писателя, актера МХАТа. Во время работы над гарнитуром реставраторы нашли оригинальную ткань обивки в подлокотнике одного из кресел, и после реставрационного совета было принято решение придать гарнитуру первоначальный вид.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

Совсем недавно музей получил от частного дарителя — Александра Курушина, художника и друга Любови Белозерской, второй жены писателя, — личные вещи Любови Евгеньевны. Среди них — дорожный саквояж, вязанная крючком поясная сумочка, папка для бумаг, автографы разных лет. До этого он много передал и других мемориальных предметов. Часть вещей, которые ранее поступили от него, сейчас представлены в постоянной экспозиции на Пироговке. Для нас очень ценна красная коробочка от духов «Коти». Когда мы начали ее атрибутировать, то поняли: коробочка принадлежала матери Булгакова. Видимо, она перешла к Белозерской, потом к Курушину, и он уже передал ее в музей. Таким вот чудесным образом к нам попадают вещи, принадлежавшие семье Михаила Афанасьевича. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+