18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих

Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – English. 2005. Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Galerie Neu, Berlin
Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – English. 2005.
Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Galerie Neu, Berlin

Триумфаторами основного проекта биеннале под названием «Чужестранцы повсюду» станут аутсайдеры арт-мира, художники «вне закона» и представители коренных народов «глобального Юга», искусство которых зачастую связано с традиционными ремеслами

О том, что ждет гостей 60-й Венецианской биеннале, которая будет проходить с 20 апреля по 24 ноября 2024 года, рассказал ее куратор Адриано Педроза на пресс-конференции 31 января. Биеннале откроет зрителям имена более 300 художников; предпочтение отдавалось тем, кто прежде не выставлялся в рамках основного проекта. Тема главной выставки — «Чужестранцы повсюду», но речь идет не только и не столько об иностранцах, сколько о маргиналах, аутсайдерах и тех, кто чувствует себя чужим даже на родине. «Фоном нашей работы является мир, изобилующий кризисами, которые связаны с перемещением людей через границы», — сказал Педроза, и, видимо, слово «границы» в данном случае можно трактовать довольно широко. В фокусе внимания — «различия и неравенство, связанные с идентичностью, национальностью, расой, гендером, сексуальностью, свободой и благосостоянием».

Президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто и ее куратор Адриано Педроза. Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia
Президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто и ее куратор Адриано Педроза.
Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia

Бразилец Педроза — первый руководитель Венецианской биеннале не просто из Латинской Америки, но и вообще из Южного полушария. И в теме выставки, по его признанию, отразился его собственный опыт: «Я жил за границей, и мне посчастливилось много путешествовать, но часто ко мне относились как к выходцу из третьего мира, несмотря на то что я являюсь держателем одного из самых котирующихся паспортов „глобального Юга“ — согласно индексу паспортов». Вместе с тем он уверен, что тема отзовется в душе каждого из зрителей: «Во-первых, куда бы вы ни пошли и где бы вы ни были, вы всегда будете сталкиваться с иностранцами: они/мы повсюду. Во-вторых, где бы ты ни оказался, ты всегда — по-настоящему и глубоко внутри — иностранец». Педроза также отметил, что в зависимости от индивидуального восприятия тема биеннале может звучать как девиз, лозунг, призыв к действию, возглас, выражающий волнение, радость или даже страх («Чужестранцы повсюду!»).

Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – Spanish. 2007. Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Mennour, Paris
Коллектив Claire Fontaine. Foreigners Everywhere – Spanish. 2007.
Фото: Studio Claire Fontaine/Claire Fontaine and Mennour, Paris

Само это название отсылает к серии работ концептуалистского коллектива Claire Fontaine (Фульвия Карневале, Джеймс Торнхилл), основанного в Париже, но ныне базирующегося в Палермо. С 2004 года арт-дуэт создает разноцветные неоновые скульптуры, которые на разных языках транслируют слова «иностранцы повсюду», отсылающие, в свою очередь, к названию туринского коллектива Stranieri Ovunque, который боролся с расизмом и ксенофобией в Италии в начале 2000-х. Некоторые из этих скульптур разместят в Арсенале (бывшие верфи являются одной из основных площадок биеннале наряду с Центральным павильоном в садах Джардини).

Главная выставка будет поделена на две секции: Nucleo Contemporaneo («современное ядро») и Nucleo Storico («историческое ядро»). Участниками «современной» секции станут, условно, следующие группы художников: те, кто подвергался преследованиям, в том числе со стороны государства, из-за своей идентичности; те, кто оказался на обочине мира искусства, — самоучки, народные умельцы и другие аутсайдеры; представители коренных народов, к которым зачастую даже на их родной земле относятся как к чужестранцам.

Коллектив Mahku. Kapenawe pukenibu. 2022. Фото: Daniel Cabrel/Museu de Arte de São Paulo - MASP
Коллектив Mahku. Kapenawe pukenibu. 2022.
Фото: Daniel Cabrel/Museu de Arte de São Paulo - MASP

Коллектив Mahku, который переводит на визуальный язык современного искусства традиционные песни и мифы племени хуни куин (их деревни находятся в джунглях Амазонки между Бразилией и Перу), оставит на фасаде Центрального павильона в Джардини монументальную роспись. А участницы группы Mataaho, которые являются представительницами маори — коренного народа Новой Зеландии, сплетут внушительных размеров инсталляцию в первом зале Арсенала. Еще один зал будет посвящен «квир-абстракции» (Верховный суд России признал «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистской организацией и запретил его в РФ). Nucleo Contemporaneo также будет включать спецраздел, посвященный «Архиву неповиновения» миланского куратора, писателя и искусствоведа Марко Скотини. Уже много лет он собирает документальные свидетельства протестов по всему миру — от кадров стихийной демонстрации обнаженных хиппи в Милане в 1976 году до выступлений российского художественного объединения «Что делать?».

Группа Mataaho Collective. Takapau. 2022.  Фото: Maarten Holl/Te Papa
Группа Mataaho Collective. Takapau. 2022.
Фото: Maarten Holl/Te Papa

В «исторической» секции Nucleo Storico покажут работы уроженцев стран Латинской Америки, Африки и Азии, сделанные в XX веке. Экспозиция, в частности, продемонстрирует, как художники «глобального Юга» восприняли и истолковали европейский модернизм. Особенно показателен будет зал, посвященный абстрактному искусству: вместо привычного западного «геометризма» зритель найдет здесь более «органические», криволинейные, обтекаемые формы. В портретной галерее представят картины, графику и скульптуру с изображением преимущественно небелых людей, как подчеркнул Педроза в своем заявлении. Еще один раздел Nucleo Storico посвятят итальянским художникам, которые строили карьеру за пределами родной страны. Экспозиция обещает быть эффектной: произведения 40 авторов замуруют в прозрачные «стеклянные мольберты», чтобы они буквально парили в пространстве. Такую систему показа Лина Бо Барди (урожденная итальянка, сделавшая карьеру архитектора в Бразилии) придумала в 1968 году для Художественного музея Сан-Паулу, здание которого спроектировала она же и арт-директором которого сейчас является Адриано Педроза.

Джанни Бертини. La Toile de Penelope. 1959. Фото: Thierry Bertini and Frittelli Arte Contemporanea
Джанни Бертини. La Toile de Penelope. 1959.
Фото: Thierry Bertini and Frittelli Arte Contemporanea

Он выделил в готовящейся экспозиции два явных лейтмотива. Первый — обилие текстильных работ, что подчеркивает интерес нынешнего пула художников к ремеслу, ручному труду. Второй лейтмотив — кровные связи: многие участники выставки приходятся друг другу родственниками. Для представителей коренных народов характерна передача традиций и секретов ремесла от родителей к детям, а также между братьями, сестрами и другими родственниками.

Особое внимание в рамках биеннале планируют уделить проектам на открытом воздухе. Традиционно собственные проекты покажут и в национальных павильонах. На этот раз их 90; среди новичков — Республика Бенин, Эфиопия, Танзания и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

Награды биеннале, в том числе «Золотые львы» за вклад в искусство художницам Анне Марии Майолино (р. 1942) и Нил Ялтер (р. 1938), будут вручены 20 апреля, в день открытия 60-й Венецианской биеннале современного искусства для публики.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+