18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пять поколений Брейгелей собрались в одном здании

Ян Брейгель Младший. «Аллегория живописи». Около 1625–1630. Фото: Peter Cox/JK Art Foundation
Ян Брейгель Младший. «Аллегория живописи». Около 1625–1630.
Фото: Peter Cox/JK Art Foundation
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта исследует политические и экономические условия, в которых складывалась судьба знаменитого клана живописцев. И не забывает о женщинах

Присмотревшись к «Аллегории живописи» Яна Брейгеля Младшего, можно понять, какое место художник отводил своей семье в иерархии европейских мастеров XVII века. Эта картина, предоставленная частным фондом JK Art Foundation в долгосрочную аренду Музею Северного Брабанта, занимает центральное место в экспозиции «Брейгели. Воссоединение семьи» — на первой выставке, объединившей пять поколений выдающейся династии художников.

Среди картин, которые Ян Брейгель Младший разместил внутри своего аллегорического полотна, — портрет деда, Питера Брейгеля Старшего, рядом с Микеланджело и отца, Яна Брейгеля Старшего, рядом с Альбрехтом Дюрером. Как отмечает в статье из каталога выставки куратор Надиа Груневелд-Бадь, Ян Брейгель ставил родственников «в один ряд с самыми выдающимися художниками Италии, Германии и Нидерландов XV–XVI столетий».

Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта. Фото: Noordbrabants Museum
Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта.
Фото: Noordbrabants Museum

Респектабельный город Хертогенбос в Нидерландах раз в год погружается в карнавальное безумие, чествуя причудливые образы своего самого знаменитого уроженца Иеронима Босха. В 2016 году, когда Музей Северного Брабанта устраивал большую выставку его работ, все до единого экспонаты приехали из других мест, поскольку в самом городе не осталось ни одного произведения мастера. На сей раз стартовые позиции музея куда лучше: в его коллекцию входит множество работ разных представителей семьи Брейгелей (чтобы не запутаться, посетителям придется держать под рукой генеалогическое древо). Дополняют экспозицию произведения из зарубежных музеев, в том числе Лувра и Прадо, а также из государственных и частных коллекций в США.

Ян ван Кессель. «Гирлянда, маски и розетки из ракушек». 1656. Фото: Fondation Custodia, Collection Frits Lugt
Ян ван Кессель. «Гирлянда, маски и розетки из ракушек». 1656.
Фото: Fondation Custodia, Collection Frits Lugt

В числе главных экспонатов — портрет Клары Брейгель, которая, как глава богатейшего религиозного сообщества бегинок в Мехелене, давала заказы художникам, и недавно отреставрированная картина кисти Анны Марии Янсенс, изображающая цветочную гирлянду. Груневелд-Бадь надеется, что выставка послужит толчком к установлению настоящего авторства и других произведений, ошибочно приписываемых мужчинам этой семьи. Еще одна важная работа, удивительная и загадочная «Сорока на виселице» (1568), приехала из Музея земли Гессен в Дармштадте. Она входит в число произведений Питера Брейгеля Старшего, в которых узнаваемые беспечные крестьянские танцы соседствуют с чем-то куда более мрачным.

Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта. Фото: Noordbrabants Museum
Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта.
Фото: Noordbrabants Museum

Все недавние выставки Брейгелей были успешны. Так, экспозиция, посвященная Питеру Брейгелю Старшему в венском Музее истории искусств, стала самой посещаемой за все годы существования институции. Груневелд-Бадь говорит, что авторы новой выставки хотели сделать нечто совсем иное: исследовать политические, экономические и даже климатические условия, в которых складывалась судьба знаменитой династии, а также привлечь внимание к женщинам семьи. Увы, до наших дней не дошло ни одной работы самой выдающейся ее представительницы — Майкен Верхюлст. Известная художница, теща Питера Брейгеля Старшего, была наставницей внуков — Яна и младшего Питера. Верхюлст будет представлена лишь репродукцией мрачного портрета, который, к большому сожалению куратора, слишком хрупок для транспортировки из Кунстхауса в Цюрихе.  

Музей Северного Брабанта
«Брейгели. Воссоединение семьи»
До 7 января

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+