Ярмарка Armory Show, которая пройдет 8–10 сентября в выставочном Центре имени Джейкоба Джейвитса в Нью-Йорке, вступила в новую эпоху: летом ее купила компания, владеющая мировой сетью ярмарок современного искусства Frieze. Однако на ближайшем издании нью-йоркской ярмарки это вроде бы никак не скажется. У нее все тот же исполнительный директор, тот же персонал и формат. Пока что и список галерей привычен: Armory Show имеет подзаголовок «нью-йоркская ярмарка искусств» и во множестве представляет городские галереи.
Armory Show была основана в 1994 году четырьмя нью-йоркскими дилерами (и ничего общего, кроме названия, не имеет со знаменитой Armory Show 1913 года, на которой американцы впервые увидели произведения современного европейского искусства, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Казимира Малевича и Василия Кандинского). Ярмарку в городе любят, и участвуют в ней галереи местного масштаба. Именно судьба этого дружелюбного формата и беспокоит участников рынка. Бренд Frieze, несомненно, поможет привлечь внимание коллекционеров, в особенности самых вожделенных азиатских, но в то же время он повлечет и участие в мероприятии крупных галерей международного масштаба, которые вытеснят более мелкие.
Frieze Art Fair, основанная британскими издателями Амандой Шарп и Мэтью Слотовером в 2003 году, стала одной из крупнейших в мире ярмарок (сравнить ее можно только с Art Basel) и постепенно обзавелась целой сетью: в Лондоне ярмарка проходит в октябре и продает не только современное, но и старое искусство, в феврале она перемещается в Лос-Анджелес, в мае — в Нью-Йорк и в сентябре — в Сеул. С 2016 года контрольный пакет акций Frieze Art Fair приобрел американский холдинг Endeavour, работающий в индустрии развлечений.
«Я скучаю по Armory Show тех времен, когда она была на пристани, — говорит Кателейне де Беккер, исполнительный директор ярмарки с 2000 по 2011 год, имея в виду период, когда она проходила на пирсах 92 и 94 на реке Гудзон. — Она намного больше говорила о Нью-Йорке, чем теперь, когда проходит в Центре Джейвитса. Я скучаю по тем дням, когда она была более богемной. Все большие ярмарки теперь доведены до совершенства, ведь они должны конкурировать друг с другом. Armory Show была элитной маленькой штучкой для людей, интересующихся искусством. Но в то же время большие арт-ярмарки сделали искусство более демократичным, а это хорошо. Я надеюсь, что Frieze и Art Basel сохранят возможности для маленьких галерей, ведь именно это делает ярмарки интересными».