18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь

Стеклянные кирпичи Фальконье «формы №9» производства Российской империи. Фото: Андрей Стрельников
Стеклянные кирпичи Фальконье «формы №9» производства Российской империи.
Фото: Андрей Стрельников
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков

Выставка, которая занимает флигель «Руина» Музея архитектуры, посвящена «кирпичу Фальконье», одному из любимых архитектурных материалов эпохи модерна. В рамках подготовки выставки музей предложил экспериментальному производству NWGlass.lab из Санкт-Петербурга восстановить технологию 140-летней давности и изготавливать стеклянные кирпичи, полностью соответствующие историческим образцам.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Многие помнят, как осенью 2019 года защитники исторического наследия протестовали против варварского ведения ремонта в здании Российского государственного архива на Пироговской улице в Москве. Оконные проемы в помещениях хранений были заполнены рассеивающими свет кирпичами Фальконье; строители выбивали их молотками и заменяли современными стеклопакетами. «Мы не смогли остановить процесс капитального ремонта, но сфотографировали окна и забрали все кирпичи, которые смогли, их было более 40 штук, — рассказывает Анна Кистанова, сокуратор выставки. — Еще часть из них нашлась совсем недавно на заднем дворе другого архива, их передали в музей, и мы показываем на выставке».

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

В том же году кураторы Музея архитектуры смогли посетить выставку, посвященную Гюставу Фальконье (1845–1913), швейцарскому архитектору и изобретателю, в 1893 году показавшему на Всемирной выставке в Чикаго уже запатентованные им стеклянные выдувные блоки. Выставка проходила в швейцарском округе Ньоне, префектом которого когда-то был сам Фальконье. И еще одно совпадение: примерно тогда же в архиве архитектора Константина Мельникова (1890–1974) нашелся лист, демонстрирующий его попытки заполнить одно из шестигранных окон своего дома полупрозрачными «кирпичами Фальконье».

На тот момент в фондах Музея архитектуры не имелось ни одного образца этого строительного материала. А ведь он был более чем популярен и в Европе, и в России, особенно в 1900–1910-е годы. Его использовали для остекления коридорных окон, перекрытий зимних садов и пассажей. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове сохранилось немало жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были применены стеклянные кирпичи. Их производили на многих заводах и фабриках — и по лицензии, и без, изменяя пропорции и рельеф. Но технология была одна: ручное выдувание в форму с последующим отжигом. В итоге получался пустотелый граненый блок, который мог быть бесцветным или иметь различные оттенки зеленого, синего, коричневого, фио­летового. Блоки монтировались в проемы любой формы, существовали «половинки» и «четвертинки» кирпичей.

Лестница дома Кастель Беранже. Архитектор Эктор Гимар. Париж. 1894-1898. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Лестница дома Кастель Беранже. Архитектор Эктор Гимар. Париж. 1894-1898.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Очень скоро стекло стало весьма распространенным строительным материалом: появились стеклянная черепица, оконные призмы системы Люкс­фер, прессованные стеклоблоки системы Кеплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой. Но к 1930-м годам многочисленные заводы по производству кирпичей Фальконье были остановлены, оборудование утрачено, технологии забыты. Во всем мире перешли к более дешевым, не требующим ручного труда прессованным стеклоблокам.

И вот четыре года назад родилась идея сделать выставку и — что еще важнее — продемонстрировать возможность реставрации сохранившихся окон с кирпичами Фальконье. «Главная цель выставки — показать и доказать, что к этому стеклу можно вернуться и не разбивать его молотками, а сохранить и восполнить. Это качественный и хороший материал, его не зря использовали лучшие архитекторы начала ХХ века», — поясняет Анна Кистанова.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

«Мастера производства NWGlass.lab работали и с гипсовыми, и с деревянными формами — и с 3D-принтерами, — рассказывает еще один сокуратор выставки, Никита Андреев, объекты из личной коллекции которого стали образцами для реконструкции. — Описание технологии сохранилось только в патентах и в рекламе, поэтому пришлось заново пройти те этапы, которые прошел Гюстав Фальконье в свое время. И получить качественный продукт, который можно использовать в реставрации.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Теперь, если нужно дополнить проем, можно взять кирпич из исторической кладки, отмоделировать и сделать такой же». Уже есть примеры совсем свежей реставрации с такими кирпичами: в доме Щелухиной в Нижнем Новгороде (там собирали средства всем городом), в доме Ерошенко в Басковом переулке в Петербурге и в доходном доме Бабушкина на Садовнической улице в Москве (тут реставрация лестничной перегородки была инициативой жильцов).

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Сделанными на петербургском экспериментальном производстве кирпичами разных оттенков «формы № 9» в «Руине» Музея архитектуры заполнен огромный оконный проем на лестнице. Предполагается, что он останется навсегда. А еще во временную экспозицию включены предметы из немалой уже коллекции музея, образцы работы европейских и российских фабрик, оборудование и инструменты стеклодува, рекламные каталоги и архитектурная графика. Каталог выставки стал первым русскоязычным изданием на эту тему. 

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щукина
«Фальконье. Архитектура света»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+