18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера

Автор текста
Трейси Шевалье
Картина «Женщина в красной шляпе» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Женщина в красной шляпе» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства

Еще до открытия выставку Яна Вермеера в амстердамском Рейксмузеуме наградили слоганом, свойственным музейному блокбастеру: «самая большая в истории экспозиция работ Вермеера». И это чистая правда. Нидерландский художник за свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 43 лет, оставив вдове 11 детей и огромный долг) написал, по разным подсчетам, от 45 до 50 картин. Нам достоверно известно о 37 полотнах, хотя об атрибуции ряда из них эксперты продолжают спорить. В этой ситуации собрать вместе 28 работ Вермеера — уже чудо логистики и большое достижение организаторов амстердамской выставки.

Однако ее феноменальный успех, о котором свидетельствуют распроданные за два дня билеты на месяцы вперед, хвалебные отзывы критиков, все-таки зиждется не только на самом факте одновременного показа почти трех десятков работ одного из наиболее загадочных мастеров XVII века.

Афиша выставки Яна Вермеера на здании Рейксмузеума. Фото: Rijksmuseum
Афиша выставки Яна Вермеера на здании Рейксмузеума.
Фото: Rijksmuseum

Кураторы экспозиции Грегор Вебер и Питер Рулофс взяли за основу концепции принцип «лучше меньше, да лучше»: они не стали уменьшать пространство, предназначенное для временных выставок, или наполнять его искусственно произведениями современников Вермеера. Напротив, они повесили каждую картину так, чтобы вокруг нее было достаточно места, чтобы остановиться, замедлиться и как следует рассмотреть ее. Кроме того, посетители могут опереться на покрытые бархатом барьеры, чтобы поближе изучить такие шедевры, как «Вид Делфта» (1660–1661) и «Маленькая улица» (1658–1659).

Задача у дизайнера выставки, Жан-Мишеля Вильмотта, была не из простых: нужно было не только создать «декорации», в которых работы Вермеера смотрелись бы наиболее выигрышно, но и заранее продумать приемы, которые позволили бы развести потоки зрителей и защитить картины от толпы. Для этой цели были придуманы элегантные полукруглые балюстрады, образующие своего рода смотровую площадку перед каждой картиной.

Картина «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» в экспозиции «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» в экспозиции «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum

Цветовое решение экспозиции — сдержанное и одновременно эффектное: стены залов покрашены в темные, но не мрачные оттенки красного, синего и зеленого, интерьеры дополнены портьерами в тон, придающими экспозиции уместную театральность. Кураторам в союзе с дизайнером выставки удалось рассказать историю Вермеера, используя его собственную эстетику.

Экспозиция открывается двумя городскими видами, единственными образцами пейзажного жанра в творчестве Вермеера. Следующий зал посвящен ранним произведениям художника, в которых он осваивает принципы жанровой и мифологической живописи, еще вырабатывая собственную манеру. Но как только зритель переходит к «Девушке, читающей письмо у открытого окна» (1657–1658) и «Молочнице» (1658–1659), становится очевидно: это уже тот Вермеер, которого узнаешь издалека. Художник нашел идеальный размер для своих произведений, они меньше предыдущих, их цветовая гамма сгущается, а свет, выделяющий отдельные детали, становится более драматичным.

Картина «Молочница» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме. Фото: Rijksmuseum
Картина «Молочница» во время монтажа выставки «Вермеер» в Рейксмузеуме.
Фото: Rijksmuseum

Главное же очарование полотен Вермеера — в его благоговении перед обыденностью, которое передается зрителю. Далее картины сгруппированы по сюжетам: женщины пишут и читают письма, принимают посетителей, музицируют.

Почти одновременно с грандиозной выставкой в Рейксмузеуме на родине художника, в Делфте, открылась камерная экспозиция, рассказывающая, по выражению ее куратора Давида де Хана, о «человеке, который стоит за знаменитыми картинами». «Делфт Вермеера» (до 4 июня) в Музее Принсенхоф объединяет более 100 объектов, связанных с жизнью художника, социально-экономическими условиями и художественной атмосферой города того времени. На выставке нет ни одного произведения самого Вермеера, но она предлагает познакомиться с его миром.

Этот музей как нельзя лучше подходит для такой задачи, поскольку располагается в старинном доме, по-видимому знакомом Вермееру. Один из трех залов выставки украшен потолочной росписью с музицирующими ангелами (1667–1669), созданной местным художником Леонартом Брамером, который оказал влияние на раннее творчество главного героя.  

Рейксмузеум
«Вермеер»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+