После многолетних задержек, вызванных финансовыми, юридическими и бюрократическими трудностями, в октябре свои двери открыл обновленный Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви — единственный молитвенный дом, разрушенный во время известного террористического акта 11 сентября 2001 года.
Проект стоимостью $95 млн разработал испанский архитектор Сантьяго Калатрава. Источником вдохновения ему послужила мозаика, изображающая Богоматерь на троне с младенцем Христом, которую он видел в мечети Айя-София — бывшем греческом православном храме и объекте всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле.
Открытие церкви, которую освятили еще в июле, стало кульминацией $3,9-миллиардного проекта по восстановлению и перестройке комплекса Всемирного торгового центра.
Строительство велось под наблюдением Американской архиепископии Константинопольской православной церкви и под руководством Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси. Соглашение о возведении храма в парке Свободы на Манхэттене было заключено в 2008 году, но позднее его отложили до 2011 года из-за логистических трудностей. В 2017 году реализация проекта вновь застопорилась в связи с нехваткой финансирования.
Оригинальное здание по адресу Сидар-стрит, 115, где в XIX веке располагалась таверна, впервые заработало в качестве храма в 1919 году. Оно было уничтожено при обрушении Всемирного торгового центра, а теперь его заменила новая межконфессиональная церковь. Из-под обломков удалось спасти лишь несколько реликвий. В их числе поврежденная икона святого Диониса Закинфского, покровителя греческого острова Закинф, которую установили в новом молельном доме, выходящем на Национальный мемориал и музей 11 сентября.
Новое здание выделяется фасадом из пентелийского мрамора. «Пентелийский мрамор добывают из той же горы, от которой Геракл оторвал кусок, чтобы построить Акрополь и Парфенон в Афинах более 2 тыс. лет назад, — рассказывает Майкл Псарос, председатель организации «Друзья церкви святого Николая». — Это единственный случай, когда правительство Греции дало разрешение на вывоз этого вида мрамора за пределы страны». Камень нарезали настолько тонко, что, как говорит Псарос, «солнечный свет буквально проходит сквозь мраморную стену, благодаря чему здание светится изнутри».
«Это современный храм, но он отражает православную традицию, — продолжает он. — Его двери открыты для людей любой веры, национальности и конфессии».