Население городка Джуно, столицы Аляски, составляет лишь одну десятую от численности жителей Анкориджа, крупнейшего города штата. Более того, Джуно полностью отрезан от основной сети дорог Северной Америки. Но сейчас административный центр штата переживает настоящий художественный ренессанс, и все благодаря представителям трех основных коренных народов: хайда, тлинкитов и цимшианов.
Большинство туристов прибывают в Джуно на круизных лайнерах — для них это только остановка перед путешествиями по ледникам или медвежьим заповедникам. А здесь стоит задержаться, ведь главная достопримечательность Джуно, которая только начала приобретать известность, — возможность познакомиться с искусством коренного населения Аляски.
Хотя местным арт-практикам уже несколько тысячелетий, лишь недавние проекты, включая открытие обновленного крыла Северо-Западного побережья в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке в мае 2022 года, смогли повысить узнаваемость искусства этого региона в США.
«Миссионеры десятилетиями уничтожали местное искусство, считая, что коренные народы, туземцы, поклоняются идолам. Теперь, спустя много лет, племена начали трудный путь к возрождению своих арт-практик», — говорит представитель коренных народов Розита Уорл, президент Института наследия Sealaska (SHI), некоммерческой организации, основанной в 1980 году для поддержки культуры хайда, тлинкитов и цимшианов.
Арт-ренессанс в Джуно стал набирать обороты в 2015 году, когда SHI открыл штаб-квартиру и галерею в центре города в особняке Уолтера Соболефф, скончавшегося в 2011 году тлинкитского старейшины, ученого и религиозного лидера. Это здание, само по себе произведение искусства, строительство которого обошлось в $20 млн, напоминает декоративный сундук из гнутого дерева, какие коренные жители долгое время использовали для хранения пищи и погребения. Роспись массивных внешних панелей здания создана художником из народа хайда Робертом Дэвидсоном. А конструкции над главным входом в здание — работа цимшианского художника Дэвида А. Боксли и его сына Дэвида Р. Боксли.
Летом у SHI открылся арт-кампус — это уже второй этап выполнения громкой миссии по превращению Джуно в «мировую столицу искусства Северо-Западного побережья». В парке есть большая открытая площадка и павильон, которыми могут бесплатно пользоваться начинающие артисты и художники. Кампус был открыт во время биеннале местного искусства и культуры в Джуно — фестиваль вернулся в город после четырехлетнего перерыва.
В 2021 году SHI получил грант в размере $2,9 млн от Фонда Меллона на установку первых 10 тотемных столбов из запланированных 30, которые появятся вдоль набережной в центре Джуно в рамках проекта Kooteeyaa Deiyí («Тропа тотемных столбов»). Первые столбы, резьба для которых создавалась художниками тлинкитами, хайда и цимшианами, будут представлены публике в следующем году, рядом разместят таблички с объяснениями символов и узоров. Они дополнят 3D-тотемный столб хайда Т.-Дж.Янга, который появился перед домом Уолтера Соболефф в июне. Арт-объект является частью монументальной художественной инсталляции «Лица Аляски» — бронзовые маски семи основных коренных народов штата собираются установить в ближайшие два года.
Деньги на искусство на Аляске в последние пять лет выбивались с трудом. В основном они поступают благодаря грантам Национального фонда искусств (NEA) — за эти годы получено почти $8 млн, но и из других источников. Из потраченных $12,7 млн на новый кампус искусств SHI часть средств дали NEA, Министерство образования США и Служба национальных парков, а также это были пожертвования более 700 частных доноров.
«SHI делает огромную работу, — считает Джон Хаген, куратор отдела искусства и инициатив коренных народов в Музее Анкориджа. — У них ясная цель — стать центром искусства коренных жителей Аляски в штате. Хотя подтягиваются и другие». Среди последних он отмечает Культурный и туристический центр Морриса Томпсона в Фэрбанксе, Музей народа алутик в Кадьяке и музей Анкориджа — все они тоже представляют искусство коренных народов Аляски. «В этих местах всегда были художники, — говорит Хаген. — Теперь появилась реальная возможность показать их талант, развивать национальное искусство и тесно связанную с ним культуру коренных народов».