18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Любимые лица Рут Асавы: художница создала сотни масок-слепков с лиц друзей и соседей

Фрагмент инсталляции «Лица Рут Асавы» в Центре искусств Канторов Стэнфордского университета. Фото: Andrew Brodhead
Фрагмент инсталляции «Лица Рут Асавы» в Центре искусств Канторов Стэнфордского университета.
Фото: Andrew Brodhead
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

В Центре искусств Канторов Стэнфордского университета открыта выставка «Лица Рут Асавы». Музей приобрел 233 маски, которые известная американская художница изготавливала на протяжении 30 лет, снимая слепки со своих близких и знакомых

Рут Асава (1926–2013), американская художница с японскими корнями, прославилась в 1950-е скульптурами из проволоки. В 1966 году она начала снимать гипсовые слепки с лиц членов своей семьи и друзей в качестве основы для бронзовых скульптур или, еще чаще, керамики. Нередко ей позировали ее дети, в том числе младший сын Пол Ланьер, который сам стал художником-керамистом. Он вспоминает, как лет в шесть-семь его положили на матрас, намазали лицо тонким слоем вазелина и он почувствовал «холодный и кремообразный слой» гипса на коже. Мать в это время описывала ребенку все этапы процесса — говорила заботливым, успокаивающим голосом, словно внимательный врач или массажистка. «Это вообще-то опасно, никогда бы не стал на YouTube учить людей, как это делать», — говорит Ланьер.

Рут Асава (1926—2013) рядом со своей «Стеной масок». Фото: Ruth Asawa Lanier, Inc/Artists Rights Society (ARS), New York. Courtesy David Zwirner and Cantor Arts Center at Stanford University
Рут Асава (1926—2013) рядом со своей «Стеной масок».
Фото: Ruth Asawa Lanier, Inc/Artists Rights Society (ARS), New York. Courtesy David Zwirner and Cantor Arts Center at Stanford University

За три десятилетия Асава создала сотни великолепно детализированных, очень выразительных масок: ее дети в разном возрасте, их школьные товарищи, друзья и художники. Обычно из каждого слепка она делала две глиняные маски: одну отдавала модели, а другую вешала на коричневой, покрытой деревянной черепицей внешней стене своего особняка в Сан-Франциско, где жила с мужем Альбертом Ланьером и шестью сыновьями и дочерьми. На момент ее смерти в 2013 году на доме висели сотни масок — жутковатое место облюбовали для Хэллоуина соседские дети.

Эта серия представляет собой одну из наименее известных, но самых смелых работ художницы. С лета 2022 года маски показывают на выставке «Лица Рут Асавы» в Центре искусств Канторов Стэнфордского университета. Два года назад музей приобрел 233 настенные маски за сумму, которая не раскрывается. При этом несколько десятков масок со стены забрали себе родственники Асавы, у которых уже есть несколько экземпляров, что демонстрировались в галерее David Zwirner в Нью-Йорке в прошлом году.

Алиса Питчамарн Александер, помощник куратора выставки, говорит, что работа показывает Асаву не только как активистку, но и как летописца. «Она сделала свое­образное заявление, повесив эти маски при входе в дом. Для нее это был способ сказать: „Вот мое окружение, те люди, что дороги мне, и каждый человек достоин стать произведением искусства“». Она называет приобретение фундаментальным для университетской азиатско-американской арт-инициативы Versity, соруководителем которой является.

Младшая дочь Асавы Адди Ланьер рассказывает, что гостям обычно внезапно предлагали сделать маску и такой жест стал знаком особого внимания со стороны ее матери. «Это было очень по-японски; она всегда дарила людям то, что делала своими руками, например сливовый джем, чатни из мушмулы, соленые огурцы, — говорит она, — а потом и маску».

Фрагмент инсталляции «Лица Рут Асавы» в Центре искусств Канторов Стэнфордского университета. Фото: Andrew Brodhead.
Фрагмент инсталляции «Лица Рут Асавы» в Центре искусств Канторов Стэнфордского университета.
Фото: Andrew Brodhead.

Александер сравнивает эту практику с другими домашними делами, которыми художнице нравилось заниматься — готовкой и садоводством. «С точки зрения феминистского искусства очень важно думать о домашних делах как о главном источнике вдохновения, — объясняет она. — Это было шумно, ярко, может быть, хаотично — и далеко от того шаблона, который мы обычно представляем себе: уединившийся художник-мужчина, творящий в своей мастерской».

Сама Рут Асава в интервью 2002 года отмечала, что изготовление масок было ее способом «заморозить время», остановить мгновение без фотоаппарата. «Когда я делаю слепок лица, я понимаю, что запечатлеваю лишь мгновение из жизни человека. Когда отливаю ножку ребенка, я знаю, что дальше она будет расти, расти и расти, — говорила она. — Я знаю, что это все пройдет, но мне нравится останавливать момент».

Собрание масок попало в Стэнфорд, где уже хранились архивы Асавы. После приобретения 52 маски побывали в руках реставраторов, специалисты в основном занимались устранением таких дефектов, как пятна и трещины. А Александер тем временем провела исследование, выясняя имена моделей тех масок, где не было подписей на оборотной стороне. Среди самых известных моделей в коллекции — фотограф Джон Гутманн, художница Гвендолин Найт, актриса и писательница Анна Дивер Смит. Еще 32 модели остаются неопознанными.

Инсталляция Центра искусств Канторов «Лица Рут Асавы» в целом повторяет оригинальный фасад и расположение масок, а коричневое дерево создает впечатление покрытой деревянной черепицей стены, как было в оригинале. Вместе с масками выставлены три сделанные Полом Ланьером урны, взятые на время у семьи, — массивные керамические сосуды, изготовленные из глины, в состав которой включено немного праха его матери, отца и брата Адама.

Инсталляция «Лица Рут Асавы». Фото: Andrew Brodhead
Инсталляция «Лица Рут Асавы».
Фото: Andrew Brodhead

«Мой папа постоянно твердил, что после смерти их превратят в глазурь и нанесут поверх горшка и сделать это должен Пол, потому что он художник по керамике, — рассказывает Пол Ланьер. — Но папа был тот еще шутник, так что я не знал, всерьез ли он это. Да и как-то жутковато было думать об этом в молодости». Как оказалось, его родители были настроены серьезно и даже внесли эту просьбу в завещание. Поэтому сын исполнил их последнюю волю, но решил превратить прах в глину, а не в глазурь. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+