18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Линия Елизаветы: крупнейшая коллекция паблик-арта в лондонском метро

Станция Whitechapel оформлена работами художницы Шанталь Джофф. Фото: The Crossrail Art Foundation
Станция Whitechapel оформлена работами художницы Шанталь Джофф.
Фото: The Crossrail Art Foundation
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В Лондоне наконец открылась новая линия метро, получившая имя королевы. Линия Елизаветы потребовала почти 5 лет и £5 млрд сверх запланированного, однако дала городу крупнейшую, по крайней мере за столетие, коллекцию паблик‑арта

С большим опозданием в Лондоне открыли (еще не полностью) протянувшуюся с востока на запад линию Crossrail, строительство которой стоило около £19 млрд. Теперь она переименована в Elizabeth Line — линию Елизаветы — в честь платинового юбилея правления ее величества. Проект представляет собой впечатляющее инженерное творение: путь, проложенный через центр Лондона, связывает пригороды Рединг и Эссекс. Маршрут добавил городской подземке десять новых станций, а на карте ветка обозначена королевским пурпурным цветом.

Помимо упрощенной логистики, линия Елизаветы — это дар Лондону крупнейшей, по крайней мере за столетие, коллекции паблик-арта. Причем арт-объекты здесь выступают не просто сторонним декором — проект каждой станции разрабатывался известным современным художником с оглядкой на ее дизайн и в тандеме с инженерами и архитекторами подземки. Часто тема подсказана районом, где находится станция, историей места или его репутацией.

Шанталь Джофф уже много лет живет на востоке Лондона. Созданные ею двухметровые портреты на алюминии лазерной резки на стенах станции Whitechapel навеяны той пестрой разноязыкой толпой, что шумит на улицах и рынках вокруг (этот район на протяжении веков остается прибежищем мигрантов). Основой для портретов стала ее серия коллажей на бумаге «Воскресный день в Уайтчепеле» 2017 года.

Станция Whitechapel оформлена работами художницы Шанталь Джофф. Фото: The Crossrail Art Foundation
Станция Whitechapel оформлена работами художницы Шанталь Джофф.
Фото: The Crossrail Art Foundation

Соня Бойс, сейчас представляющая Великобританию на Венецианской биеннале, выросла в Ист-Энде. Ее серия цветных панно с текстами для станции Newham — это более 170 историй, собранных художницей у местных жителей всех возрастов и профессий. А еще это первый для нее паблик-арт, а также одно из самых длинных в Великобритании произведений искусства: оно протянулось почти на 2 км вдоль железнодорожных путей линии Елизаветы.

Спенсер Финч придумал для стеклянной крыши станции Paddington огромный «облачный» плафон площадью 2,3 тыс. кв. м. Более 30 различных видов облаков из мелкопористого, фриттованного стекла, которые в природе не могут появиться одновременно, завораживают. От грузных и темных дождевых до тонких перистых. Причем сам купол полупрозрачный, так что все это видно на фоне настоящего неба с облаками. Эта работа отчасти вдохновлена серией картин Джона Констебла «Небо».

На станции Farringdon художник Саймон Перитон напоминает об истории этого района, старого центра британской ювелирной торговли. Огромные изображения граненых драгоценных камней нанесены на подсвеченные стеклянные панели на стенах западного вестибюля.

«Облачный» плафон Спенсера Финча на станции Paddington. Фото: The Crossrail Art Foundation
«Облачный» плафон Спенсера Финча на станции Paddington.
Фото: The Crossrail Art Foundation

Дуглас Гордон в оформлении нового входного павильона на станцию Tottenham Court Road анимированными световыми панно вдохновлялся воспоминаниями о своих прогулках по «кварталу красных фонарей» Сохо в конце 1980-х, когда он приехал в Лондон из родного Глазго учиться в Школе искусств Слейда. Внутри на этой станции — тонкая геометрическая сетка, нанесенная на бетон сусальным золотом, созданная Ричардом Райтом. Сетка тянется по потолку над эскалаторами, впечатляя поднимающихся и спускающихся пассажиров.

Серия цветных панно Сони Бойс для станции Newham. Фото: The Crossrail Art Foundation
Серия цветных панно Сони Бойс для станции Newham.
Фото: The Crossrail Art Foundation

В работе израильской художницы Михаль Ровнер для Canary Wharf много движения: на огромном экране фигурки-силуэты бесконечно перемещаются в разных направлениях, вторящих архитектуре станции.

Bond Street должна открыться только в конце этого года, но над ее главными эскалаторами уже смонтировали абстрактное панно Даррена Алмонда, состоящее из сетки цифр, отлитых из алюминия. Помимо них, пассажиры линии Елизаветы увидят еще две огромные металлические работы художника: «Отражение собственной тени» и «Из-под ледника» — философские размышления об уходе, появлении и феномене времени.

Эти объекты уже на своих местах — над вестибюлями же станции Liverpool Street еще идет работа. У входа на Moorgate в этом году будет установлен бронзовый монумент музыкальному аккорду авторства Конрада Шоукросса, а соединенные между собой стальные сферы Яёи Кусамы появятся у касс восточного вестибюля станции в 2023 году. Несмотря на долгострой, то, что линия наконец введена в эксплуатацию, представляет собой весомый повод для гордости. 


Линия Елизаветы

«Драгоценные камни» на стенах западного вестибюля Farrington. Фото: The Crossrail Art Foundation
«Драгоценные камни» на стенах западного вестибюля Farrington.
Фото: The Crossrail Art Foundation

Реализация проекта Crossrail была запланирована на 2008–2017 годы, первоначальный бюджет составлял £14,8 млрд, линия должна была состоять из двух веток. Ее цель — соединить пригородные поезда и подземное скоростное метро. В 2009-м началось строительство центрального участка и соединений с существующими линиями. Центральный участок линии между Паддингтоном и Эбби-Вуд открылся 24 мая 2022 года с пропускной способностью 12 поездов в час. После того как линия Елизаветы будет полностью введена в эксплуатацию в мае 2023 года, поезда нового класса, стоимостью £1 млн каждый, развивающие скорость до 145 км/ч, будут курсировать на центральном участке с частотой до 24 поездов в час в каждом направлении.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+