Трудно представить себе более живописное место для музея, чем то, которое досталось Музею современного искусства Сан-Диего (MCASD) в Ла-Холье — на утесе с видом на Тихий океан. Даже мастер инсталляций Роберт Ирвин признавал, что не может по-настоящему соперничать со здешней красотой, когда создавал тут в 1997 году одну из своих ключевых работ. Названная 1° 2° 3° 4°, она включает в себя несколько окон музея, благодаря которым перед посетителями открывается панорамный вид на линию горизонта, разделяющую океан и небо. Один из новых слоганов институции — «Искусство с видом».
Музей открылся нынешней весной после пятилетней реконструкции по проекту архитектора Аннабели Селдорф; строительство обошлось в $105 млн. Обновленная экспозиция рассказывает историю современного искусства от абстрактного экспрессионизма, поп-музыки и минимализма до сегодняшних мультикультурных, мультимедийных и социально активных форм. Акцент сделан на стиль Западного побережья, причем повышенным вниманием пользуются авторы-женщины и латиноамериканские художники. «Это международная коллекция, переосмысленная с региональной точки зрения», — говорит Кэтрин Канджо, директор музея.
Собрание MCASD насчитывает около 5,5 тыс. произведений — почти как в Музее современного искусства Лос-Анджелеса. Это, в частности, крупнейшая коллекция работ представителей движения «Свет и пространство», возникшего в Калифорнии в 1960-е годы, с самым большим в мире фондом работ Роберта Ирвина. Собрание также включает в себя важные ранние произведения Христо и его супруги-соавтора Жанны-Клод. Многие хранящиеся здесь работы не слишком известны — отчасти потому, что на протяжении десятилетий выставочная площадь музея составляла всего около 1 тыс. кв. м.
Основанный в 1941 году и разместившийся в здании, спроектированном Ирвингом Гиллом, музей уже предпринимал попытку расширения в 1996 году — тогда процессом руководили Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун. Они добавили эффектный атриум в форме звезды, но не предусмотрели дополнительного пространства для экспонатов. Теперь, благодаря появлению нового крыла Селдорф и превращению зрительного зала в галерею для временных показов, выставочная площадь увеличилась вчетверо.
В новую постоянную экспозицию включена провокационная красно-пурпурная картина Мириам Шапиро «Большой бык № 2», которая поражает как смелым для 1968 года использованием компьютерной графики, так и намеком на женскую анатомию, что делает ее важным образцом феминистского искусства. Полотно висит рядом с «Земляными стрелами», темным абстрактным пейзажем, созданным в 1974-м техасской художницей Дороти Худ, и напротив модульного куба Сола Левитта 1976 года, символизирующего комплексное видение минимализма. Продолжает этот диалог уже в следующем зале Wallflower (1975) — геометрическая стальная скульптура Марен Хассингер, одно из 15 новых приобретений, впервые представленных публике.
Рядом — небольшая галерея в форме пятиугольника, спроектированная для работ художников «Света и пространства», созданных с 1960-х годов. Тут можно увидеть акриловую колонну Ирвина, стеклянные кубы Ларри Белла, преломляющие свет картины Мэри Корс и плексигласовые «пузыри» Крейга Кауффмана. Здесь стеклянный потолок с перегородками, которые поглощают звук, а пространство залито непрямым, но естественным светом.
Кэтрин Канджо отмечает, что новая экспозиция преподносит не только версию истории современного искусства как такового, но и «историю этой организации с ее богатым наследием и традициями меценатства».
Пространство в Сан-Диего будет по-прежнему использоваться для крупномасштабных инсталляций, а новая экспозиция останется как минимум на год. Что касается временных выставок, то за проектом «Ники де Сен-Фалль в 1960-х» (до 17 июля) последуют ретроспективы Алексис Смит и Селии Альварес Муньос; все три художницы представлены в здешней коллекции. Канджо называет фокус на художниках-женщинах «преднамеренным». «Одно дело — приобрести работу, а другое — выпустить книгу и собрать произведения искусства, разбросанные по всему миру, — говорит она. — Это вдвойне продвигает авторов, которые еще не выставлялись».