18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Минкультуры РФ ввело мораторий на вывоз произведений искусства за рубеж

Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)». 1901. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)». 1901. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Запрет в первую очередь касается выдачи экспонатов из музеев в «недружественные» страны Европы и Америки

Министерство культуры РФ ограничило выдачу произведений искусства на зарубежные выставки на весь 2022 год. Письмо с соответствующими распоряжениями подведомственные организации получили еще 3 марта.

«Отметим, что сотрудничество с дружественными странами, в частности временный вывоз предметов искусства на выставки, будет возобновлено с 2023 года», — прогнозирует пресс-служба Минкультуры. При этом речь, во всяком случае пока что, не идет про недружественные страны. А это, напомним, согласно утвержденному правительством 5 марта перечню, 52 страны, включая 27 стран — членов Евросоюза, а также Великобританию, Швейцарию, Норвегию, Австралию, Новую Зеландию, Канаду, США, Тайвань, Республику Корея, Японию.

Межмузейный обмен между Россией и США был заморожен гораздо раньше — после постановления федерального суда Вашингтона в августе 2010 года о возврате библиотеки Шнеерсона. Однако с другими странами он продолжался вплоть до 2022 года. После обострения геополитической ситуации Минкультуры совместно с партнерами занималось организацией безопасного возвращения экспонатов из российских музеев с зарубежных выставок. Резонансным примером стало задержание на финско-российской границе перевозимых из Италии в Россию произведений искусства из Эрмитажа, Третьяковки, Пушкинского музея и музеев-заповедников, поэтому к следовавшей за этим транспортировке коллекции Морозовых с выставки в парижском Фонде Louis Vuitton было приковано самое пристальное внимание. Все завершилось благополучно, и с 28 июня ее можно будет увидеть на выставке «Брат Иван» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

«Я думаю, надо будет делать все так, чтобы нас видели… И для этого совсем не обязательно куда-то ездить. Став директором Эрмитажа, я объявил мораторий на выставки внутри России. Потому что возить вещи тогда было опасно: кругом бандиты, денег нет, страховок настоящих тоже. И мы в течение десяти лет по России выставки не возили. А вот теперь объявляем мораторий на выставки за границей», — сказал в интервью «Российской газете» президент Союза музеев РФ, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Как сообщается в музейном телеграм-канале, с марта по июнь 2022 года Государственный Эрмитаж принимал участие в восьми зарубежных выставках: в Амстердаме, Гамбурге, Париже, Брюсселе, Лондоне, Милане и Риме. Все произведения искусства, числом 700, вернулись в Эрмитаж, последними 21 июня приехали «Портрет молодой женщины» Тициана (его после акклиматизации уже вернули в постоянную экспозицю) и «Искушение» Кариани.

По некоторым данным, в начале года Министерство культуры определило срок выдачи экспонатов на временное хранение всего в три месяца, причем включая учреждения и на территории России, что значительно затруднило подготовку документов для создания выставок и работу реставрационных мастерских.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Математику цвета и формы покажут в московской галерее Fine Art на персональной выставке Юрия Уляшева «Трэш-авангард»
18.04.2024
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+