18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Поездка эрмитажного Рафаэля на выставку в Лондон отменена

Рафаэль Санти. «Святое семейство». 1506. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Рафаэль Санти. «Святое семейство». 1506. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Святое семейство» из Эрмитажа исключено из картин, которые должны показать в Национальной галерее. Не поедут на выставку в Италию экспонаты из ГМИИ. Однако часть произведений из российских музеев продолжают участвовать в зарубежных проектах

Полотно «Святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом») из Государственного Эрмитажа, которое должно было стать одним из самых важных экспонатов грядущей выставки Рафаэля The Credit Suisse Exhibition: Raphael в лондонской Национальной галерее, вычеркнуто из списка произведений-участников из-за текущей кризисной ситуации.

Грандиозная выставка Рафаэля в Национальной галерее должна была открыться в октябре 2020 года, но была отложена из-за COVID-19. Теперь ее проведение запланировано на период с 9 апреля по 31 июля. Лондонский музей по-прежнему рассчитывает показать 17 картин Рафаэля из других стран (наряду с произведениями из британских коллекций): 8 из Италии, 4 из Франции, 3 из США и 2 из Германии.

«Картине давно была предложена защита в соответствии с британским законодательством об иммунитете от конфискации, но на прошлой неделе она была исключена из списка работ, которые прибудут из-за границы на выставку Рафаэля. Предположительно, это было сделано после консультаций с Советом по искусству Англии, который управляет системой иммунитета от имени Министерства культуры Великобритании», — пояснил представитель Национальной галереи. По его словам, отзыв заявки на картину из Санкт-Петербурга «был решением, которое мы сами приняли на прошлой неделе, и поэтому он никак не связан с последующей просьбой Эрмитажа об отзыве экспонатов с выставок в других странах».

Рафаэль Санти. «Святое семейство». 1506. Фото: Государственный Эрмитаж
Рафаэль Санти. «Святое семейство». 1506.
Фото: Государственный Эрмитаж

Кажется, это одна из редких проблем в нынешней ситуации, когда и российское, и британское правительства согласны: пока конфликт на Украине продолжается, Россия и Запад приостанавливают обмен произведениями искусства.

Российское Министерство культуры, по данным наших зарубежных коллег, требует от государственных музеев приостановить временную выдачу и отозвать произведения искусства, в настоящее время находящиеся на иностранных выставках. Ситуацию отягощает то, что прямое воздушное сообщение приостановлено, и это осложняет безопасную перевозку произведений.

На прошлой неделе стало известно, что Эрмитаж уже затребовал возврата живописи и скульптуры, которые он ранее предоставил итальянским музеям. Речь идет о 25 картинах из миланских Палаццо Реале (с выставки «Тициан и образ женщины венецианского XVI века») и Gallerie D’Italia (с выставки, посвященной теме европейских гранд-туров), которые необходимо вернуть до конца марта. На первой из них, как уточняет «Коммерсантъ», находится 2 работы — «Портрет молодой женщины» Тициана и «Искушение» («Старик и молодая женщина») Джованни Кариани, на второй — 23 произведения в основном XVIII века. Также Эрмитаж запросил экспонаты, временно выданные Галерее Уффици во Флоренции и Фонду Альбы Фенди в Риме (в последнем случае речь идет о возвращении полотна Пабло Пикассо «Молодая дама» (1909), сообщает ТАСС). В пресс-службе Эрмитажа подтвердили, что музей занимается возвращением своих экспонатов, которые были вывезены на выставки в другие страны. «В соответствии с достигнутыми договоренностями и существующими выставочными соглашениями в музей постепенно возвращаются выданные на выставки в разные страны экспонаты… Подробности о перемещениях экспонатов никогда не комментируются и не разглашаются с целью обеспечения их безопасности».

Кроме того, ранее Эрмитаж отозвал произведения с выставки «Русский авангард. Революция в искусстве» в выставочном центре «Эрмитаж — Амстердам», они уже прибыли в музей. Эта нидерландская институция разорвала отношения со своим петербургским партнером. За нею последовал Благотворительный фонд Эрмитажа в Великобритании, созданный два десятилетия назад для поддержки российского музея.

Ранее Сесилия Холлберг, директор Галереи Академии во Флоренции, убрала из состава предстоящей выставки, посвященной художнику XVI века Пьеру Франческо Фоски и Ренессансу во Флоренции, картины из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, которые должны были в ней участвовать.

Волнение вызывает выставка «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства», которая сейчас идет в парижском Фонде Louis Vuitton. На ней представлены произведения импрессионистов из ГМИИ и Эрмитажа, а также Третьяковской галереи и Русского музея. Вокруг этой выставки ситуация наиболее напряженная в связи с многочисленными призывами во французских социальных сетях о ее «конфискации», что, однако, противоречило бы законодательству Франции. По плану она продлится до 4 апреля, хотя есть сведения, что Министерство культуры РФ пытается инициировать процедуру досрочного отзыва экспонатов из Парижа.

В настоящий момент экспонаты из российских музеев остаются еще на нескольких выставках. В частности, проект «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции» проходит в Музее Виктории и Альберта (до 8 мая) с участием трех императорских пасхальных яиц из Музеев Московского Кремля: «Александровский дворец», «Московский Кремль» и «300-летие дома Романовых». О досрочном закрытии выставки и отзыве экспонатов из других российских музеев — Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск», Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана и частного Музея Фаберже — пока ничего не известно.

Филиал Государственного Русского музея в Малаге (Испания) по-прежнему работает. Мэр города заявил, что продолжать культурное сотрудничество необходимо. До 24 апреля в музее должна идти выставка «Война и мир в русском искусстве», на которой, в частности, представлена картина «Скачет красная конница» Казимира Малевича. Там же работают выставки «Авангарды в русском искусстве первой половины ХХ века», «Достоевский из Русского музея» и «Маяковский — художник и поэт».

Выставка Василия Кандинского в Палаццо Роверелла в Ровиго (Италия) открылась 26 февраля, ее сокуратором выступает Евгения Петрова (Русский музей). На наш запрос пресс-служба ГРМ ответила, что ряд произведений из собрания музея по-прежнему демонстрируется на выставке, «изменений в работе на сегодня нет». Там же представлены произведения из Третьяковской галереи и ГМИИ.

UPD 15.03

Как стало известно, Государственный Эрмитаж отменил решение о незамедлительном возврате своих произведений из итальянских культурных учреждений. Об этом сообщила в понедельник газета La Repubblica со ссылкой на генерального секретаря культурного центра «Эрмитаж — Италия» Маурицио Чеккони. В частности, «Молодая дама» (1909) Пабло Пикассо может остаться в римском Фонде Альбы Фенди до 15 мая, картины в миланских музеях — до срока окончания выставки (27 марта).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
6
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
7
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Математику цвета и формы покажут в московской галерее Fine Art на персональной выставке Юрия Уляшева «Трэш-авангард»
18.04.2024
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+