18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Идиллическую картину русского искусства нарисовали на выставке «Покой и Радость»

№96
Материал из газеты

Куратор выставки «Покой и Радость» в петербургском Манеже Семен Михайловский собрал 150 произведений русских художников XIX века из 40 музеев, чтобы показать, по его словам, «мир без трагедий, душераздирающих страстей и пугающего мистицизма»

Семен Михайловский, куратор выставки, которая, по его словам, «про русскую живопись, через нее — про русскую жизнь с ее мечтами», против использования применительно к этому проекту определения «блокбастер». Несмотря на то что в Манеже собрано 150 работ художников XIX — начала ХХ века из 40 музеев России и бывшего советского пространства. Хедлайнеры — Русский музей и Третьяковская галерея, предоставившие по 30 картин.

Выставка готовилась быстро, за полгода, импульсом для ее появления стала пандемия. Михайловский искал положительные эмоции в ситуации, когда миллионы людей оказались запертыми в четырех стенах. Листал бумажные и электронные каталоги музеев в поисках изображений приятных людей и умиротворенной природы. «Никаких сражений, никаких подвигов, никаких героев. Мир без трагедий, душераздирающих страстей и пугающего мистицизма. Искусство, где нет цели удивить или шокировать, без вымысла, эксперимента. Искусство в традиционном понимании мастерства» — так сформулировал куратор собранное им искусство, которое добыто в трудных переговорах с музеями.

Но и подводные камни показа популярной классики Михайловский осознает: «Старое искусство скомпрометировано бесчувственным тиражированием и набившими оскомину восторгами. Живописные полотна вставлены в вульгарные золоченые рамы, свидетельствующие не столько о почтении к подлинникам, сколько о желании потрафить вкусу владельцев богато декорированных домов».

Поэтому часть полотен здесь выставлены «раздетыми», чтобы публика не переключалась на рассматривание резьбы по дереву. Дизайн, придуманный Агнией Стерлиговой, выдержан в светло-серой гамме, чтобы ничего не отвлекало зрителя от главного — вглядывания в живопись, без деления художников на «звезд» и «рядовых», а их произведений — на шедевры и незатейливые опусы.

Выставка состоит из шести разделов: «Увертюра», Bel paese, La nature, Russe, La vie privée, «Эпилог». В Италию ездили за красотой и чувствовали себя там гармонично. Россия — про возвращение к истокам. Природе отведена в этом проекте роль штиля, без «десятых валов», поверженных деревьев и прочих стихийных бедствий. Частная жизнь — милые портреты, девочки и мальчики, мамы и папы, которые наслаждаются каждым мгновением своей приятной жизни. Композитор Антон Батагов специально к выставке сочинил часовую композицию для фортепиано соло, она сопровождает все разделы.

Рядом с «Итальянскими пейзажами» Сильвестра Щедрина и Ивана Айвазовского уютно чувствует себя «Римский пастушок» Михаила Маркова. Кстати, полотно Щедрина предоставил Псково-Изборский объединенный музей-заповедник. Его же «Новый Рим» существует в восьми вариантах. Для покоя и радости показана картина из Таганрогского художественного музея.

Возвращение к истокам полезно начать с русского «Пастушка». Таковой есть у Ивана Куликова, ныне хранится в Муромском историко-художественном музее. Гендерное равенство восстанавливает «Варька» — портрет крестьянской девочки Карла Лемоха из собрания музея «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). «Деревенских друзей» Николая Богданова-Бельского надо срочно переименовать в «Деревенских подружек»: на картине из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова изображены три крестьянские девочки. Русский менталитет трудно представить себе без рыбалки. За нее отвечает «Ужение рыбы» Василия Аврорина, ученика Алексея Венецианова, из собрания Исторического музея. Четверо дворян явно не пропитание себе добывают, а общаются на свежем воздухе, поглядывая на поплавки.

В умиротворенную природу погружают Владимир Орловский картиной «Летний день» из Ярославского художественного музея и Николай Сергеев, его «Летний пейзаж» прибыл из собрания Нижегородского художественного музея. «Березовая роща» Михаила Клодта происходит из Новгородского музея-заповедника, «Вид в Финляндских шхерах» Арсения Мещерского — из Музея изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

В «Частной жизни» хрестоматийные «Девушка с горшком роз» Василия Тропинина, «Портрет неизвестной с девочкой» Петра Басина, «Дети, пускающие мыльные пузыри» Алексея Иванова (картина принадлежала Александру Бенуа) встречаются с малоизвестным «Портретом Евгении и Екатерины Зайцевых» Платона Тюрина — две девочки плетут венок.

Соединяя все темы, выставку кольцует «Пор­­трет князей Голицыных в Риме» Пимена Орлова: три юных брата — Иван, Александр и Михаил — слушают пастушка, играющего на дудочке.

В эпилоге куратор не удержался в состоянии покоя и радости. Рядом с миниатюрными портретами помещена фотография. На ней изображен кудрявый мальчик из Симбирска, который увлекался рисованием и музыкой. Потом начинал карьеру юриста, но дальше идиллическая картина мира была разрушена. 

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Покой и Радость»
До 30 января 2022

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+