18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как и от чего страхуют предметы искусства и роскоши в группе «АльфаСтрахование»

Андрей Куча, начальник отдела страхования культурных ценностей крупнейшей страховой группы России, рассказал о нюансах работы в этой непростой области

Группа «АльфаСтрахование» (входит в консорциум «Альфа-Групп») за 30 лет работы завоевала статус крупнейшей частной страховой группы в стране с универсальным портфелем услуг. В том числе «АльфаСтрахование» является одним из лидеров рынка страхования культурных ценностей, которые становятся предметами коллекционирования или экспонирования.

Страхование предметов искусства — узкоспециализированная сфера. Как давно вы развиваете это направление?

Мы работаем в этой сфере уже 13 лет. Специальное подразделение, которое сосредоточено только на страховании культурных ценностей, было открыто в 2008 году. Но предметы искусства и роскоши, а также музейные экспонаты страховались нашей компанией и ранее (хотя и менее системно), поэтому опыт накоплен более чем солидный.

Стоит отметить, что мы первыми из числа крупнейших современных страховых компаний России стали на высоком уровне предлагать услугу страхования культурных ценностей. Мы отточили этот вид страхования, сделали его заметным на рынке, распространили знание о нем среди заинтересованной публики, и это предмет нашей особой гордости. Сегодня мы сотрудничаем со многими крупнейшими государственными и частными музеями, галереями и коллекционерами и являемся страховыми партнерами многих выставок — как классического, так и современного искусства.

А как много частных коллекций застраховано в «АльфаСтрахование»?

На самом деле довольно много, но мы предпочитаем не раскрывать подобные цифры. Это особенно важно, если принимать во внимание отчасти, прошу прощения, «подозрительный» настрой коллекционеров в России. Достаточно что-то публично заявить о любых количественных характеристиках, как у них возникает неприятное и тревожное ощущение «и меня посчитали». Мы стараемся своих клиентов так не волновать и не привлекать к ним повышенное внимание. Наша задача — обеспечивать надежное страховое покрытие.

Могу только заметить, что коллекции как самостоятельную совокупность произведений искусства или коллекционирования страхуют реже. Вопрос о страховании коллекции чаще встает либо когда клиенты задумываются о страховании жилища или другого своего имущества, либо при передаче произведений искусства третьим лицам — обычно на выставки.

Можно ли говорить о том, что страхование частных коллекций уже высоко развито в России?

Рынок в России развивается стремительно. Любая услуга, любой продукт (в частности, страховой) мгновенно копируется, тиражируется и распространяется. В этом смысле на стороне профессионалов-страховщиков в целом предложение качественное и обширное. Мы стараемся, делаем что можем, но и отдаем себе отчет в том, что культура страхования по-прежнему асимметрична: на стороне страховщиков она, безусловно, выше, чем на стороне пользователя страховой услуги. Многие еще не осознают в полной мере важность страховой защиты, особенно если предметы коллекции не экспонируются. При этом даже дома у коллекционера произведения искусства и любые другие ценности не находятся в полной безопасности. А их восстановление — крайне дорогое удовольствие. Поэтому страхование — это прежде всего забота о стабильности своего финансового благополучия, и мы стремимся всячески доносить важность нашей услуги до коллекционеров. Я думаю, что это вопрос времени и постепенно культура страхования будет развиваться.

К вам наверняка поступает много интересных предметов. Расскажите, что необычного вам доводилось страховать.

Диапазон предметов, которые попадают в наше поле зрения в качестве объектов страхования, действительно очень широк. В шутку мы называем себя самым разносторонним подразделением компании. Наряду с традиционными жанрами: живопись, графика, скульптура, антикварная мебель и посуда, которые чаще всего оформляются в какие-то собрания, — нам доводится работать и с чучелами животных, и с живыми растениями. Мы страховали останки динозавра, танки, очень дорогое коллекционное вино в пыльных бутылках и уникальные монеты просто астрономической стоимости. И это далеко не полный список. Среди интересных объектов встречаются и современные инсталляции, видео, перформансы, где даже не всегда понятно, как определить предмет страхования. Тогда приходится обращаться к теории страхования и искусства, беседовать с клиентом, и, как правило, решение всегда находится.

От чего обычно страхуются предметы коллекционирования?

Сумма и объем покрытия обсуждаются с каждым клиентом, так как в страховании предметов искусства и роскоши не может быть стандартных условий. Только индивидуальный подход. В целом это зависит как от целей страхования (выставка, хранение в домашних условиях, перевозка с аукциона или просто с одного места на другое), так и от самого объекта (живопись, скульптура или что-то менее традиционное). Классическое требование наших клиентов — это максимально широкое покрытие рисков, «от всех рисков», чтобы в любой ситуации быть под надежной финансовой защитой.

Какие страховые случаи происходят с предметами искусства и как часто?

Все очень банально: чаще всего коллекции подвергаются заливам и повреждениям из-за неаккуратного обращения. Но в целом страховые случаи нечасты. Да и не должны быть часты, ведь мы всегда проверяем, что именно принимаем на риск. Я

лично, как андеррайтер, забочусь об обеспечении единообразия страхового портфеля в этом аспекте — с точки зрения уровня подверженности риску наш портфель ровный и достаточно надежный. В этом часть моего функционала. Случайных, непроверенных или подозрительных рисков в портфеле быть не должно.

Каким образом оцениваются частные коллекции? Привлекаете ли вы сторонние организации или экспертов для оценки?

Обычно мы опираемся на заявленную самим клиентом стоимость, и в этом, в частности, заключается наш клиентоориентированный подход. Это наш аванс внимания и доверия, так как мы нацелены на прозрачные и открытые отношения с клиентом. Кроме того, у нас в штате есть специалист-искусствовед, который проводит оценку предметов страхования сугубо для внутреннего использования. И конечно, мы имеем наработанный пул компаний, занимающихся оценкой предметов искусства. Если мы видим, что по какой-то причине необходима дополнительная экспертиза, мы предлагаем клиенту обратиться за профессиональной оценкой.

Как устроена работа с клиентами?

Обращаясь в нашу компанию, ВИП-клиенты получают высокое качество услуг и внимательное отношение к их нуждам. Наши ВИП-клиенты высоко ценят свое время и умеют разумно его использовать, поэтому все процессы взаимодействия, от заключения договора до подготовки документов на выплату, максимально оптимизированы, чтобы лишний раз не отвлекать и не задерживать коллекционера. За каждым клиентом закреплен персональный менеджер, который курирует все этапы взаимодействия и доступен в любое время суток. К тому же у нас гибкая тарифная политика — мы готовы давать существенные персональные скидки отдельным клиентам, особенно постоянным. На практике скидки могут быть весьма существенными и опускаться до уровня нетто-ставки тарифа. Наш опыт и сервис позволяют нам рассчитывать на доверие самых взыскательных клиентов.

Какие в целом проблемы существуют в страховании предметов искусства и роскоши?

Откровенно говоря, проблем масса. Например, клиенты неохотно делятся информацией. Это модус операнди любого человека, когда речь идет о таких вещах, как личная коллекция произведений искусства. При этом у нас практически нет доступных и надежных баз данных, на которые можно было бы опираться при оценке. Я бы все это в целом охарактеризовал как проблему доверия. У нее нет операционно пригодного, «механистического» решения. Это психология, воспитание, взаимная притирка и совместная долгая кропотливая работа зрелых и позитивно настроенных субъектов взаимоотношений.

Кроме того, успеху нашего общего дела не способствует иногда беспечный подход клиента или его партнеров к документации. К сожалению, довольно редко клиенты щепетильны при оформлении транспортных (перевозочных) документов, фиксации страховых событий, документировании происшествий или таких фактов своей хозяйственной жизни, как купля-продажа. Это настоящая головная боль страховщика, препятствие для автоматизированных «до безоблачности» отношений с клиентом. Бывает, что в надежных случаях, когда страховое событие несомненно, но плохо документировано, подключаемся и помогаем клиенту со сбором документов. Мы с готовностью идем на то, чтобы вникнуть в любые ситуации, разобрать их с клиентом, совместными усилиями препарировать их и превратить в строгую красоту договорных отношений. Все проще некуда: профессиональный анализ, творческий синтез и безусловная ответственность.

Какое напутствие вы бы дали коллекционерам? Почему так важно страховаться?

Страховаться нужно, чтобы не быть финансовым ипохондриком. Заботиться о стабильности своего финансового благополучия в этом аспекте — поведение здорового, ответственного и, не побоюсь этого слова, культурного человека.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+