18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На венской ярмарке наградили тексты о русском искусстве

В Вене в рамках ежегодной ярмарки viennacontemporary впервые вручена премия Russian Art Focus Prize, присуждаемая англоязычным текстам о современном российском искусстве

Международные арт-ярмарки меняют свой формат, стиль и масштаб. Успех определяется способностью перестраиваться на ходу. В этом году, получив нового арт-директора, словацкого искусствоведа Бориса Ондрейчку, viennacontemporary перегруппировалась в центр города: важные венские галереи принимают гостей в собственных пространствах, объединившись в программу Curated by; международный статус ярмарки поддерживает площадка, развернутая в здании Старой почты (Alte Post), где выставляются 28 галерей из Австрии, Венгрии, Ирландии, Италии, России, Словении, Украины и Чехии. В таком виде viennacontemporary, оставаясь точкой притяжения для коллекционеров и «арт-лаверов» Юго-Восточной Европы, открыла осенний сезон 2021 года.

В Alte Post не бравируют именами сверхдорогих художников, зато дают любителям искусства ощущение разнообразия предложения, будь то румынские живописцы, представленные галереей Doris Ghetta, цифровые и аналоговые снимки словенских фотографов на стенде Galerija Fotografija из Любляны, графика Павла Пепперштейна (Galerie Iragui) или концептуально и пластически сильный проект украинского художника Никиты Кадана (Voloshyn Gallery). Среди жемчужин Curаted by — проект Моники Бонвичини «Cценичеcкое пространство» (Stagecage), показанный в Galerie Krinzinger. Художница вновь доказала, что умеет сочетать провокативные месседжи с элегантной формой и свободно переходить из одной техники в другую. Обращает на себя внимание и проект Олеси Туркиной для галереи Сharim «История повторяется дважды: сначала как трагедия, потом как фарс» (History Repeats Itself Twice, First as a Tragedy, Then as a Farce).

Среди важнейших мероприятий международной программы ярмарки — награждение лауреатов Russian Art Focus Prize, премии, учрежденной ежемесячным онлайн-журналом Russian Art Focus. Британскому журналисту Тео Мерцу достался приз в номинации «Лучшая публикация» за статью «Оммаж русскому авангарду вызвал бурю» (A Tribute to the Russian Avant-Garde Sets Off a Storm) в журнале The Economist в 2019 году. В номинации «Лучшее исследование» победила группа «Агитация», объединяющая пятерых молодых авторов (Вера Замыслова, Павел Митенко, Анастасия Спиренкова, Антонина Стебур, Даша Филиппова). «Агитация», которую в Вене представляла куратор, исследователь и продюсер Анастасия Спиренкова, подала на конкурс эссе «Партия мертвых: некроэстетика и трансформация политической перформативности в России во время пандемии» (Party of the Dead: Necroaesthetics and Transformation of Political Performativity in Russia During the Pandemic), опубликованное в онлайн-журнале ARTMargins в 2021 году.

Победителей объявили и поздравили соучредители награды — российские предприниматели, коллекционеры и патроны искусства Инна Баженова и Дмитрий Аксенов, подчеркнув, что основная миссия Russian Art Focus Prize — приблизить современное российское искусство к мировому сообществу, сделать его более заметным и значимым на международной арт-сцене. Церемонии предшествовала дискуссия специально прилетевших в Вену членов жюри: Николаса Ильина, куратора фонда V–A–C Екатерины Чучалиной и основательницы газеты The Art Newspaper Анны Сомерс Кокс, в ходе которой они поделились впечатлениями о текстах, отобранных для голосования. Модерировала беседу Джо Викери, главный редактор Russian Art Focus, эксперт по рынку русского искусства, более 20 лет проработавшая в аукционном доме Sotheby’s. Она отметила, что уровень текстов, отобранных для голосования жюри, был невероятно высок, несмотря на то что премия вручается впервые. Ее лично интересовало то, насколько эти тексты — и журналистские, и исследовательские — отражают нынешнюю жизнь. В жюри премии также вошли французский куратор Жан-Юбер Мартен, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Интеллектуальный градус события определило развернутое выступление Ханса Ульриха Обриста, члена наблюдательного совета Russian Art Focus и члена жюри Russian Art Focus Prize, который присоединился к венской церемонии онлайн. Он пожелал новой премии стать чем-то вроде «машины по производству книг». И выразил уверенность в том, что эта инициатива будет долгой и принесет свои плоды.

Особый эпизод праздника был инициирован и реализован совместно с российским Фондом Пригова и блокчейн-платформой The Art Exchange. Семь коротких видеообращений, записанных в 2004 году выдающимся московским концептуалистом, художником и поэтом Дмитрием Приговым, были превращены в 77 NFT, по 11 копий на каждое видео. Четырнадцать NFT остались в собственности фонда, остальные были подарены всем победителям, участникам шорт-листа, членам жюри, а также первым 25 гостям, пришедшим на церемонию в лаундж ярмарки. «Будь Дмитрий Александрович Пригов жив, он, безусловно, первым пробовал бы все новые технологии», — сказала член совета фонда Катя Гебель. И безусловно, был бы приглашен в жюри Russian Art Focus Prize.

Следующая премия заявлена на 2022 год. Церемония награждения будет проходить в Венеции во время биеннале современного искусства.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+