The Art Newspaper Russia
Поиск

Аниш Капур в Версале. Ему есть что предъявить французским королям

Музей продолжает свою летнюю программу показа современных художников

Аниш Капур. Расчленение. Положение 1. 2009

Аниш Капур. Расчленение. Положение 1. 2009

В последние годы летние выставки современных художников в Версале проходили с сучками, но совсем без задоринки. Джузеппе Пеноне, представитель итальянского arte povera, разбросал здесь свои бревна да пеньки так, будто их место там уже не первый век. Корейский художник Ли Уфан — фактически тот же «бедняк», только с Востока, — выступил также примирительно, но в камне, вторя упорядоченной грациозности паркового ландшафта. Приглашенный же в этом году в Версаль Аниш Капур, 61-летний британский художник индийского происхождения, не настроен на диалог. Версаль для него — дворец королей, политиков, и ему есть что им предъявить.

В безмятежную перспективу гладко причесанных садов врезается десятиметровая стальная махина — не то труба, не то ухо, не то женская промежность. Аккуратно подстриженный газон Ленотра вывернут наизнанку и раздавлен гигантскими валунами. Так выглядит скульптура Грязный угол (2011—2015) — центральная работа выставки, наделавшая больше всего шума. По мысли Капура, за упорядоченной геометрией и рациональностью Версаля скрывается естественный хаос природы и низменность придворных нравов. В одном из интервью художник и вовсе интерпретировал Грязный угол как «вагину королевы, которая захватывает власть». Потом, правда, одумался, но было поздно. Политики, особенно правого толка, разразились филиппиками, обличающими и непристойность искусства Капура, и его стоимость. Но с министерства взятки гладки: главными финансовыми донорами выступили лондонская галерея Lisson и парижская Kamel Mennour. К работе их привлек сам художник, потому что, по его собственным словам, французские власти заманивают красивыми проектами, но не готовы вкладывать в них деньги. Так было с выставкой Monumenta в 2011 году, так случилось и с Версалем. О порочности власти как таковой, об этой воронке, которая поглощает все без остатка, говорит и гигантских размеров бассейн Нисхождение (2015).

Аниш Капур стал первым художником, которого пустили в Зал для игры в мяч. Именно здесь в 1791 году Людовик XVI подписал первую Конституцию, положив таким образом начало французской демократии. В этих символичных декорациях знаменитая инсталляция художника Стрельба в угол (2008—2009), установленная аккурат напротив картины Давида, обрастает новыми смыслами. Стреляющая в стену снарядами из красного воска пушка — это и символ необъявленной войны, и отношения мощного государства-машины и человека, загнанного в угол, и насилие как движущая сила власти. Борцы за чистоту искусства в Версале углядели в ней и шматки менструальной крови. Как же без этого? К первому дню работы выставки петицию о немедленном изъятии из Версаля Грязного угла и Стрельбы в угол подписали около 10 тыс. человек.

В остальном же выставка Аниша Капура в Версале — образцовый аттракцион современного искусства на пленэре с гигантскими зеркалами (C—Cuvre, 2007; Sky Mirror, 2013), в которых отражаются фасады дворца, небо и сотни мобильных телефонов. И по количеству селфи она точно обгонит все петиции. 

Материалы по теме
Просмотры: 4874
Популярные материалы
1
Современное искусство на Sotheby’s: политики много не бывает
Лондонские аукционы определяют зону актуального: и искусства, которое они продают, и социально-политических проблем, вызывающих к жизни такое искусство. О последних торгах Sotheby’s рассказывает Ильдар Галеев.
07 октября 2019
2
Третьяковка представляет всего Василия Поленова
Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств.
08 октября 2019
3
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
4
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
5
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
6
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
7
Выставка «Дали и Магритт. Две иконы сюрреализма в диалоге» пройдет в Брюсселе
В Королевские музеи изящных искусств привезут более 80 произведений из 40 мировых собраний.
07 октября 2019
8
Искусство проверят по пятому пункту
В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег.
08 октября 2019
9
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
10
Филип Колберт приехал в Москву со своими лобстерами
На выставку в МАММ привезли почти 30 произведений из британских музеев и частных собраний. Несколько работ с альтер эго художника, лобстером, были созданы специально для московского проекта.
08 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru