The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский авангард в Монако

11 июля в Монако состоялось торжественное открытие выставки «От Шагала до Малевича: революция авангарда» из музеев и частных коллекций всего мира.

Экспозиция разместилась в залах главного культурного центра княжества — Форума Гримальди, который в этом году отмечает свое 15-летие. На Лазурный Берег привезли 150 работ русских художников начала ХХ века из музейных собраний и частных коллекций всего мира. Центральные произведения выставки предоставлены Третьяковской галереей и Русским музеем, а также ГМИИ имени Пушкина. Важно отметить участие в международном проекте региональных российских музеев, что случается не так уж и часто. В Монако можно увидеть работы из музеев Перми, Ростова, Саратова, Екатеринбурга, Астрахани, Нижнего Новгорода, Краснодара, Тулы и Нижнего Тагила. Среди знаковых работ — гигантский холст Марка Шагала «Введение в еврейский художественный театр» (1920), предоставленный Государственной Третьяковской галереей. Здесь же представлен триптих Казимира Малевича — квадрат, крест и черный круг на белом фоне от Русского музея, а также полотно «Зеленая линия» Ольги Розановой (1917–1918) из музея-заповедника «Ростовский Кремль».

Центр Помпиду предоставил работа Марка Шагала, Ивана Пуни и еще реконструкцию башни Татлина. Из Греции в Монако приехали работы Ивана Клюна, Ксении Эндер и других художников из той части собрания Георгия Костаки, которую коллекционер вывез из СССР (впоследствии она была приобретена музеем города Салоники). Музей Тиссен-Борнемисса одолжил на выставку, в частности, «Улов» 1909 года Натальи Гончаровой.

Экспозиция объединяет произведения хрестоматийные и малоизвестные, звезд русского авангарда и забытые имена, работы из российских и западных музеев, а также частных собраний Георгия Царенкова, Владимира и Екатерины Семенихиных, а также семьи Нахмад. Екатерина Семинихина также способствовала проведению этой выставки как почетный консул России в Монако. Столь масштабный показ русского искусства за рубежом стал главным событием Года России в Монако.

Куратор выставки «От Шагала до Малевича: революция авангарда» Жан-Луи Прат — один из авторитетных европейских специалистов по русскому авангарду и, в частности, творчеству Марка Шагала (он является председателем парижского комитета этого художника). На счету бывшего директора Фонда Маргерит и Эме Маг в Сен-Поль-де-Ванс множество удачных кураторских проектов для ведущих музеев и культурных институций. Выставку в Форуме Гримальди Жан-Луи Прат задумал как рассказ о многообразии русского искусства первых трех десятилетий ХХ века и той феноменальной атмосфере надежды и веры в новые возможности, что царила в России накануне революции. «Моя идея заключалась в том, чтобы рассказать о богатстве художественной жизни России в период с 1905 по 1930 годы. Выставка начинается с 1905 года, когда произошла первая революция, и заканчивается 1930-м — годом убийства Маяковского. Конечно же, Шагал и Малевич, имена которых вынесены в название выставки, имеют мало общего, у них были сложные отношения и разные судьбы. Но они сопоставимы по своему значению для русского, да и мирового искусства, и их сходство в том, что каждый ищет свой путь к свободе», — говорит куратор. По замыслу Жана-Луи Прата, молниеносная смена «измов» в русском искусстве начала ХХ столетия — от неопримитивизма и лучизма к кубофутуризму и затем конструктивизму и супрематизму — отражает саму суть уникальной ситуации предреволюционной России.

Искусствовед блестяще сочетает два кураторских метода: линейное повествование и неожиданные сопоставления. Жан-Луи Прат сам придумал концепцию дизайна выставки: пространство восьмиугольной формы разделено на две зоны, внешний обход последовательно показывает творческие поиски русских художников (залы «Классицизм и неопримитивизм», «Лучизм и кубофутуризм», «Еврейский театр Шагала», «Школа Матюшина» и далее к «Новым перспективам», позднему творчеству Малевича и Филонова). В центральной части — основные достижения, вершины авангарда: супрематизм, конструктивизм и абстракция, а на пересечении — башня Татлина (реконструкция из Центра Помпиду).

Впрочем, изящные ходы куратора, интересные скорее специалистам, никак не усложняют восприятие выставки и не лишают ее зрелищности. Наоборот, здесь очень много эффектного и одновременно наглядного: например, в первом зале есть большое квадратное «окно», которое позволяет заглянуть в центр экспозиции и увидеть башню Татлина, триптих Малевича, панно Шагала, работы Родченко и Филонова. Так зритель, только попав на выставку, сразу видит, к чему придет русское искусство всего за несколько лет.

Свою роль в экспозиции играют и мультимедиа: кадры кинохроники оживляют ленту времени, где представлена хронология русского авангарда и ключевых событий истории России начала ХХ века. Для зрителей подготовлена также инсталляция My touch gallery, под которую отведен отдельный зал. Здесь все желающие смогут выбрать на тачскрине несколько картин с выставки, которые затем будут спроецированы на стену. На фоне такой проекции предлагается сфотографироваться, а результат сразу отображается в ФБ на странице www.facebook.com/GrimaldiForumMyTouchGallery.

Живопись, графику и скульптуры Казимира Малевича, Марка Шагала, Любови Поповой, Ильи Машкова, Александра Родченко, Владимира Татлина и других художников русского авангарда можно увидеть в Монако до 6 сентября.

Просмотры: 6766
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru