The Art Newspaper Russia
Поиск

Мондриан в хорошей компании, или Кто показал ему путь к абстракции

COURTESY ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

COURTESY ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Произведений Пита Мондриана в российских музеях нет. В прошлом году одна его абстракция из Тейт-Модерн приехала на юбилейную выставку Воображаемый музей в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а до этого была одна ретроспектива в 1996 году — в Эрмитаже и в ГМИИ. Она включала 28 полотен и графику в основном раннего, фигуративного периода. Так что выставка в Третьяковской галерее, отражающая все периоды творчества художника, обещает стать первым настоящим знакомством с самым известным после Ван Гога голландским модернистом. К слову, изначально Третьяковская галерея и хотела заполучить именно Ван Гога. «Когда зашла речь о большой голландской выставке, то все подумали о Ван Гоге, но его музей в Амстердаме сейчас на реконструкции, а гастрольные выставки расписаны на годы вперед, тогда и возник Мондриан», — рассказывает куратор выставки Андрей Воробьев. Как и в 1996 году, все работы — из Гементемузеума в Гааге, где крупнейшая в мире коллекция Мондриана (300 работ). Из 169 картин, которые находятся в Гааге, для Москвы было отобрано 37. Может показаться, что это не так уж много, но, в отличие от той, первой выставки, они как раз показывают эволюцию художника.

Выставка в Третьяковке замечательна еще по одной причине. «Есть три великих абстракциониста: Кандинский, Малевич и Мондриан, и каждый из них развивал свою линию. Мы показываем Мондриана на Крымском Валу, где, поднявшись на этаж выше, зритель сможет увидеть негласную перекличку с Кандинским и Малевичем в нашей постоянной экспозиции. И это беспрецедентно — одновременно увидеть абстракции Мондриана, Композицию № 7 Кандинского и Черный квадрат Малевича. Ни на одной выставке этого не собрать, а у нас это возможно», — говорит Воробьев.

Экспозиция открывается ранними работами. И здесь зрителя ждут открытия. Во время учебы в Академии художеств в Амстердаме и до отъезда в 1911 году в Париж Мондриан пробовал все. «Кого он только не копировал! И Микеланджело, и Ван Гога, и своих современников», — поясняет куратор. В 1895–1907 годах Мондриан писал в основном типичные голландские пейзажи (Остзейская мельница вечером, 1907–1908), где виден интерес к голландцам XVII века, к Барбизонской школе, к импрессионизму. Не избежал он также влияния символизма (Преданность, 1908) и Ван Гога, выставку которого посетил в 1905 году в Музее Стеделейк. Но и в этих ранних вещах проступает Мондриан, которого все знают, — с четким соотношением вертикалей и горизонталей и насыщенным цветом. Ощущается в них и пока смутное желание свести увиденное к некой универсальной формуле. Следующим этапом в направлении к абстракции стал кубизм, с ним художник в 1911 году познакомился в Амстердаме на Международной выставке современных художников, где были и полотна Пикассо с Браком. Но даже работы, написанные уже после переезда Мондриана в Париж, больше уже абстрактные, чем кубистические (Композиция из деревьев I, 1912, Портрет дамы, 1912). И когда в 1914 году с началом войны он вернулся на родину, формула нового искусства, визуализирующая реальный мир в виде геометрической сетки из вертикалей и горизонталей и с использованием основных цветов спектра уже сложилась (Композиция с овальными и цветными плоскостями II, 1914). Когда в 1917 году Мондриан и Тео ван Дусбург основали движение De Stij, они лишь де-факто представили миру «неопластицизм» (так Мондриан назвал свою новую концепцию искусства). Дальше она уже не менялась, и после того как художник вернулся в Париж, и когда в 1940 году эмигрировал в США. На выставке можно будет увидеть хрестоматийные абстракции второго парижского периода 1920–30-х годов. Не будет там только позднего нью-йоркского периода, когда в статичные мондриановские структуры врываются динамика и ритмы мегаполиса. Последний шедевр художника, купленный властями Гааги в 1998 году за рекордные $40 млн, — Победа бугивуги (1942–1944) — никогда не покидает стены Гементемузеума — из-за внушительных размеров и хрупкости красочного слоя.

Просмотры: 1803
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru