The Art Newspaper Russia
Поиск

Сквозь огонь, воду и пену

В Центре Грабаря восстановили почти все предметы, пострадавшие в пожаре. В их числе — картина Жана Тасселя «Жертвоприношение Ифигении»

Жертвоприношение Ифигении — единственная работа Жана Тасселя в российских собраниях

Жертвоприношение Ифигении — единственная работа Жана Тасселя в российских собраниях

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря горел летом 2010 года. Из 1220 находившихся там вещей 58 оказались повреждены. Не повезло и картине Жана Тасселя Жертвоприношение Ифигении — единственной в России работе художника. Габариты ее внушительны: это полотно размером 2×2,5 м. Во время пожара оно подверглось термическому воздействию, а потом упало в воду. Вода его и спасла.

Часть предметов после пожара попала на временное хранение в ГМИИ им. А. С. Пушкина, часть — в ГосНИИР, что-то принял ГИМ. Картина Жертвоприношение Ифигении оказалась в РОСИЗО, где простояла целый год. Когда Центр Грабаря смог организовать временные рабочие площади в съемных помещениях, реставраторы принялись за спасение картины. Казалось, та не подлежит восстановлению: белая пленка разложившегося лака почти полностью скрыла изображение. Во время пожара картина упала с мольберта, в правой ее части осталась вмятина. Минимизировать ущерб, нанесенный пожаром, специалистам удалось благодаря опыту работы с обожженной поверхностью картин (центр ранее работал с экспонатами из Чечено-Ингушского республиканского музея изобразительных искусств в Грозном и Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ им. Ф. И. Тютчева»).

Микротрещины лаковой пленки закрылись благодаря спиртовому отпариванию — проступил живописный слой. Укрепили аварийные участки красочного слоя и места угрозы осыпей, далее началась сложная разработка метода устранения ожогов с укреплением красочного слоя, укладки вздутий в местах ожогов и насыщения перегоревших слоев живописи для восстановления связующего. Решение всех проблем потребовало четыре года сложнейших работ.

Сегодня, глядя на Жертвоприношение Ифигении, сложно представить ее недавнее состояние.

В общей сложности за эти годы над картиной трудилось под руководством заведующей отделом реставрации масляной живописи Надежды Кошкиной более десяти специалистов разного профиля.

Реставраторы вытянули сияющую белизну Ифигении, голубые, красные и золотые тона, столь характерные для французской живописи XVII века, а также облако с фигурами Артемиды и лани и живописный фон, расположенные вверху картины, где она сильнее всего пострадала от огня.

Со временем удалось насытить полотно настолько, что его колорит практически перестал уходить, темнеть и блекнуть.
Как отмечают реставраторы, самым сложным в этом долгом процессе оказалось проявить выдержку. «Изображение никак не хотело стабилизироваться. Картина стояла какое-то время в нормальном состоянии, а потом мы вдруг обращали внимание, что поверхность опять мутнеет. И мы вновь начинали спасать то, что казалось уже спасенным», — рассказывает Василий Неустроев, один из тех, кто провел с Жертвоприношением Ифигении последние четыре года.
В Государственный музей-усадьбу «Архангельское» картина вернется после финальных тонировочных работ. 

Материалы по теме
Просмотры: 3381
Популярные материалы
1
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
2
Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск
Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале
19 июля 2019
3
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
4
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
5
Выставка архива Харджиева в РГАЛИ откроется, несмотря на пожар
Российский государственный архив литературы и искусства рассказал о текущей ситуации после пожара, случившегося в здании 12 июля
17 июля 2019
6
В Петре открылся новый музей
Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис.
18 июля 2019
7
Эрмитаж предупредил о мошенничестве с билетами
В интернете появился дублер официального сайта Государственного Эрмитажа, через который билеты в музей продаются по завышенным ценам
18 июля 2019
8
Николай Полисский: «Хочу живописью заниматься, но не картины писать»
Основатель и главный художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский сделал для фестиваля «Архстояние», который пройдет с 26 по 28 июля, новый — цветной — объект.
22 июля 2019
9
Не в закрома, а для предъявления
На выставке новых поступлений Музей имени Рублева показывает, какими путями в его коллекцию попадают новые экспонаты.
18 июля 2019
10
На 84-м году жизни умер коллекционер и филантроп Фридер Бурда
Собрание Бурды, который выставил в своем музее в Баден-Бадене скандальную изрезанную работу Бэнкси, насчитывает около тысячи произведений, в том числе работы Пикассо и Поллока.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru