The Art Newspaper Russia
Поиск

Заха Хадид вернулась в Эрмитаж, на этот раз с ретроспективой

Экспозиция отразит весь путь звезды, от ранних эскизов до последних проектов

S Bach Chamber Music Hall в Манчестере

S Bach Chamber Music Hall в Манчестере

Поводом для выставки Заха Хадид в Государственном Эрмитаже  стало 10-летие получения архитектором Прицкеровской премии 2004 года. Тогда церемония награждения состоялась именно в Эрмитаже. Архитектурная программа проекта «Эрмитаж XX/XXI» включает два типа выставок. Это ретроспективы, рассказывающие о школах, и здесь уже показали голландский Баухаус и намечен финский модернизм. Или персональные выставки-блокбастеры звезд архитектуры, и до Хадид был представлен Сантьяго Калатрава.

Феномен архитектурных звезд появился в 1990-е годы, когда на гребне подъема мировой экономики в пору творческого расцвета вступили мастера, получившие образование в 1970–1980-е с акцентом на бумажных проектах и философском осмыслении архитектуры. Как рассказала Ксения Малич, эрмитажный куратор выставки, в отличие от предыдущих архитектурных проектов, нынешний должен получиться достаточно эмоциональным. Важное место в нем займут ранние эскизы Хадид на бумаге, в которых заметно влияние супрематизма, серия проектов высотных зданий, морфологические эксперименты. Главная задача — показать, что работы Хадид — не просто оригинальны, но это закономерный этап развития современной архитектуры.

Хадид отдан Николаевский зал — главное пространство Зимнего дворца. Концепция выставки строится на контрасте между архитектурной графикой 1980-х годов, когда Хадид строила архитектурные утопии и неосупрематические миры, и моделями зданий, спроектированых и/или построенных в разных странах. Все эскизы предоставлены бюро Zaha Hadid Architects, модели сделаны либо там же, либо под наблюдением ее сотрудников.

Хадид вместе с Малич отобрала для показа пожарную станцию в Музее дизайна Vitra в немецком Вайле-на-Рейне (первый реализованный проект Хадид), лыжный трамплин «Бергизель» в Инсбруке, научный центр «Фэно» в Вольфсбурге, Центр водных видов спорта в Лондоне, Музей современного искусства MAXXI в Риме, Signature Tower в Дубае и Olympic Tower в Нью-Йорке, Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Sunrise Tower в Куала-Лумпуре.

Хадид часто относят к деконструктивистам. Действительно, многие ее проекты, та же Signature Tower, «преодолевают» закон всемирного тяготения. Именно по этой причине много лет ее проекты оставались на бумаге. Но выставка в Эрмитаже показывает, что Хадид в первую очередь интересует, как работает современная архитектура, создавая пространство, адекватное мироощущению современного человека. Находясь внутри пожарной станции Музея дизайна Vitra с его острыми углами, понимаешь, что это место тревожного ожидания. Заходя в MAXXI, ощущаешь, что музей рассчитан на показ искусства XXI века и ему там уютно. Точно так же показанные на выставке футуристические дизайнерские работы Хадид для брендов Nova Shoes, Flames Shoes, Zephyr Sofa, Z-Car — это реализация давней мечты классического авангарда о скорости, преодолении пространства и победе над временем. 

Материалы по теме
Просмотры: 4610
Популярные материалы
1
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
2
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru