The Art Newspaper Russia
Поиск

Онлайн-аукционы: перманентная революция

Sotheby’s совместно с eBay запустил третью версию платформы по торговле в Сети, а его многочисленные соперники пробуют различные способы повысить интернет-продажи. Пока что онлайн-аукционы уверенно осваивают нижний и средний ценовой сегмент

Нью-йоркский офис аукционного сайта Artsy

Нью-йоркский офис аукционного сайта Artsy

Тринадцать лет назад Sotheby’s потерял более $28 млн, объединившись с гигантом онлайн-шопинга eBay. Еще двумя годами ранее с треском провалился совместный проект этого же аукционного дома с Amazon. Теперь аукционный дом предпринял еще одну попытку: в апреле он запустил новый совместный проект c eBay. «В наших предыдущих проектах предметы искусства поступали в онлайн-продажу от дилеров, — говорит представительница Sotheby’s, — на этот раз мы будем предлагать к онлайн-продаже работы из коллекций, которые служат источником для наших нью-йоркских торгов». Чтобы привлечь новых клиентов, стоимость большей части лотов не будет превышать $25 тыс. По ее словам, в 2013 году более половины продаж на Sotheby’s составили лоты стоимостью от $5 тыс. до $10 тыс., что как раз соответствует ценам, которые наиболее эффективны для интернет-продаж.

Доказательством этого служат многочисленные сайты вроде Artsy, Paddle8, Artspace и Artnet Auctions — все они были запущены уже после провала первых попыток Sotheby’s выйти в Интернет и составляют около 5% доли мирового рынка, согласно данным из недавнего доклада на ярмарке старого искусства TEFAF, который подготовила экономист и основательница Arts Economics Клэр Макэндрю. Она пишет, что в 2014 году в Сети было продано искусства на €3,3 млрд, а основная часть произведений стоила до €100 тыс. По ее оценкам, онлайн-бизнесы «могут расти по меньшей мере на 25% в год, а это значит, что к 2020 году они смогут превысить €10 млрд».

Несмотря на сообщения о рекордных объемах продаж, еще ни один из крупных онлайн-торговцев не заявлял о том, что ему удалось стать прибыльным. Paddle8, запущенный в 2011 году, планирует выйти на прибыль к 2016 году. Artsy, Auctionata, Artspace и Christie’s Live отказались давать комментарии касательно доходности, а Artnet ответил, что его свежие финансовые результаты будут опубликованы после выхода нашего номера в печать.

«Несмотря на то что в 2014 году количество продаж на шестизначные суммы в Интернете выросло, основная активность по-прежнему связана с нижним и средним ценовыми сегментами», — говорит Макэндрю. Для того чтобы недорогие лоты приносили стабильный доход, компаниям требуется значительно повысить число посетителей своих сайтов. Впрочем, прошлый год показал положительную динамику в этом отношении. В минувшем году у Christie’s Live новые покупатели составили 32% от общего числа,  у Artnet Auctions — около 17%.

Стратегии разных сайтов существенно различают. Artsy и Paddle8 отказались от системы галерейных заказов, когда с дилеров взимается комиссия по факту продажи. Теперь Artsy берет с галерей, разместивших свои работы на его сайте, ежемесячную плату. По словам директора Armory Show Ноя Хоровица, галереям крайне удобна такая модель онлайн-продаж. «Ярмарки уже сейчас работают таким образом: мы взимаем плату за место, но не берем комиссию с продаж».
Artsy работает с Armory Show и другими с 2013 года. Опрос, проведенный Arts Economics после последней Armory Show, обнаружил, что 88% галерей выставляли произведения на Artsy. Из них 54% получили «содержательные запросы», а 14% дилеров сообщили о продажах, осуществленных напрямую через сайт Artsy.

Дырявое ведро

Тем временем Paddle8 избрал другую стратегию. Сначала это был сайт с галерейным реестром, где вещи были выставлены на комиссионных условиях. Однако такой вариант взаимодействия с дилерами — это «дырявое ведро», по словам директора по связям с общественностью компании Сары Гуле. Речь идет о том, что очень трудно проследить путь сделки. Теперь Paddle8 — аукционный сайт, специализирующийся на благотворительных мероприятиях и взимающий комиссию за организацию сделки, которая, как правило, равняется 10% прибыли.

Artspace сохранил модель, при которой сайт получает комиссионные за произведения искусства, проданные через его сайт. «Мы сами выбираем галереи, которые будем представлять на своей платформе», — говорит соосновательница и исполнительный директор фирмы Кэтрин Левен.

Сайты онлайн-искусства регулярно сообщают об инвестициях в свои компании. На сегодняшний день Artsy удалось собрать около $51 млн, и недавно он закрыл третий раунд финансирования на $25 млн. В марте Auctionata объявил, что компания получила дополнительные €42 млн. «Инвестиционное финансирование как бензин: вы не заправляете свою машину, пока бак не опустеет, — говорит инвестор Джоан Уилсон. — Как и любой компании, работающей в Сети, вам понадобится несколько раундов финансирования на разработку нового приложения и наем большего числа сотрудников».

Наконец, последнее замечание. За исключением Christie’s и Auctionata, ни один из онлайн-продавцов не вывешивает отчетов о продажах работ через их сайты. Дело не только в том, что из-за этого невозможно установить полную историю аукционов отдельных работ, но и в том, что из-за этого мы оказываемся зависимы от информации, которую художественные сайты решают нам предоставить. По мере того как онлайн-продажи продолжают расти, это может значительно исказить наше представление о художественном рынке в будущем.

Материалы по теме
Просмотры: 3766
Популярные материалы
1
Эдвард Мунк: нервный гений или успешный профессионал?
Выставка в Третьяковской галерее представляет все этапы творческого пути норвежского художника, классика европейского модернизма.
15 апреля 2019
2
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
3
Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо
К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях.
15 апреля 2019
4
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
5
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
6
Нужен ли Tinder для коллекционеров?
Галеристы, арт-дилеры и кураторы коллекций сходятся во мнении, что успешные продажи на арт-рынке теперь напрямую зависят от того, насколько учитываются мнение и вкусы широкой публики.
15 апреля 2019
7
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
8
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
9
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
10
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru