The Art Newspaper Russia
Поиск

Онлайн-аукционы: перманентная революция

Sotheby’s совместно с eBay запустил третью версию платформы по торговле в Сети, а его многочисленные соперники пробуют различные способы повысить интернет-продажи. Пока что онлайн-аукционы уверенно осваивают нижний и средний ценовой сегмент

Нью-йоркский офис аукционного сайта Artsy

Нью-йоркский офис аукционного сайта Artsy

Тринадцать лет назад Sotheby’s потерял более $28 млн, объединившись с гигантом онлайн-шопинга eBay. Еще двумя годами ранее с треском провалился совместный проект этого же аукционного дома с Amazon. Теперь аукционный дом предпринял еще одну попытку: в апреле он запустил новый совместный проект c eBay. «В наших предыдущих проектах предметы искусства поступали в онлайн-продажу от дилеров, — говорит представительница Sotheby’s, — на этот раз мы будем предлагать к онлайн-продаже работы из коллекций, которые служат источником для наших нью-йоркских торгов». Чтобы привлечь новых клиентов, стоимость большей части лотов не будет превышать $25 тыс. По ее словам, в 2013 году более половины продаж на Sotheby’s составили лоты стоимостью от $5 тыс. до $10 тыс., что как раз соответствует ценам, которые наиболее эффективны для интернет-продаж.

Доказательством этого служат многочисленные сайты вроде Artsy, Paddle8, Artspace и Artnet Auctions — все они были запущены уже после провала первых попыток Sotheby’s выйти в Интернет и составляют около 5% доли мирового рынка, согласно данным из недавнего доклада на ярмарке старого искусства TEFAF, который подготовила экономист и основательница Arts Economics Клэр Макэндрю. Она пишет, что в 2014 году в Сети было продано искусства на €3,3 млрд, а основная часть произведений стоила до €100 тыс. По ее оценкам, онлайн-бизнесы «могут расти по меньшей мере на 25% в год, а это значит, что к 2020 году они смогут превысить €10 млрд».

Несмотря на сообщения о рекордных объемах продаж, еще ни один из крупных онлайн-торговцев не заявлял о том, что ему удалось стать прибыльным. Paddle8, запущенный в 2011 году, планирует выйти на прибыль к 2016 году. Artsy, Auctionata, Artspace и Christie’s Live отказались давать комментарии касательно доходности, а Artnet ответил, что его свежие финансовые результаты будут опубликованы после выхода нашего номера в печать.

«Несмотря на то что в 2014 году количество продаж на шестизначные суммы в Интернете выросло, основная активность по-прежнему связана с нижним и средним ценовыми сегментами», — говорит Макэндрю. Для того чтобы недорогие лоты приносили стабильный доход, компаниям требуется значительно повысить число посетителей своих сайтов. Впрочем, прошлый год показал положительную динамику в этом отношении. В минувшем году у Christie’s Live новые покупатели составили 32% от общего числа,  у Artnet Auctions — около 17%.

Стратегии разных сайтов существенно различают. Artsy и Paddle8 отказались от системы галерейных заказов, когда с дилеров взимается комиссия по факту продажи. Теперь Artsy берет с галерей, разместивших свои работы на его сайте, ежемесячную плату. По словам директора Armory Show Ноя Хоровица, галереям крайне удобна такая модель онлайн-продаж. «Ярмарки уже сейчас работают таким образом: мы взимаем плату за место, но не берем комиссию с продаж».
Artsy работает с Armory Show и другими с 2013 года. Опрос, проведенный Arts Economics после последней Armory Show, обнаружил, что 88% галерей выставляли произведения на Artsy. Из них 54% получили «содержательные запросы», а 14% дилеров сообщили о продажах, осуществленных напрямую через сайт Artsy.

Дырявое ведро

Тем временем Paddle8 избрал другую стратегию. Сначала это был сайт с галерейным реестром, где вещи были выставлены на комиссионных условиях. Однако такой вариант взаимодействия с дилерами — это «дырявое ведро», по словам директора по связям с общественностью компании Сары Гуле. Речь идет о том, что очень трудно проследить путь сделки. Теперь Paddle8 — аукционный сайт, специализирующийся на благотворительных мероприятиях и взимающий комиссию за организацию сделки, которая, как правило, равняется 10% прибыли.

Artspace сохранил модель, при которой сайт получает комиссионные за произведения искусства, проданные через его сайт. «Мы сами выбираем галереи, которые будем представлять на своей платформе», — говорит соосновательница и исполнительный директор фирмы Кэтрин Левен.

Сайты онлайн-искусства регулярно сообщают об инвестициях в свои компании. На сегодняшний день Artsy удалось собрать около $51 млн, и недавно он закрыл третий раунд финансирования на $25 млн. В марте Auctionata объявил, что компания получила дополнительные €42 млн. «Инвестиционное финансирование как бензин: вы не заправляете свою машину, пока бак не опустеет, — говорит инвестор Джоан Уилсон. — Как и любой компании, работающей в Сети, вам понадобится несколько раундов финансирования на разработку нового приложения и наем большего числа сотрудников».

Наконец, последнее замечание. За исключением Christie’s и Auctionata, ни один из онлайн-продавцов не вывешивает отчетов о продажах работ через их сайты. Дело не только в том, что из-за этого невозможно установить полную историю аукционов отдельных работ, но и в том, что из-за этого мы оказываемся зависимы от информации, которую художественные сайты решают нам предоставить. По мере того как онлайн-продажи продолжают расти, это может значительно исказить наше представление о художественном рынке в будущем.

Материалы по теме
Просмотры: 4424
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Пять садов современных русских художников
Художники, которые создали произведения из деревьев, цветов и прудов: на Плещеевом озере, в Подмосковье и на картофельном поле в Калужской области, во Франции и США.
29 мая 2020
3
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
4
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
5
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
6
Поколение X: коллекционеры-«миллениалы» открывают в Пекине частный музей
X Museum Майкла Сюйфухуана и Терезы Цэ наконец-то заработает в столице Китая в этот уик-энд.
29 мая 2020
7
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
8
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru