The Art Newspaper Russia
Поиск

Лопоухий Аполлон, вертящаяся кровать и 750 велосипедов на Art Basel

В эти дни в Базеле, куда ни плюнь, попадешь в галериста или коллекционера.

Во вьетнамском ресторане соседи по столику спрашивают, как будто стесняясь: «Вы, наверное, только современным искусством интересуетесь? А у нас в галерее не современное. Пикассо, кувшинки Моне. Приходите завтра. Стенд Хелли Нахмада». Конечно, как не прийти! До официального открытия ярмарки Art Basel для публики (в четверг) проходят бесчисленные превью для ВИП, и ВВИП, и ВВВИП — самых важных людей арт-мира.

Вчера вечером состоялся вернисаж уже традиционной выставки Art Unlimited, то есть самых масштабных и амбициозных работ. Эта выставка — часть ярмарки, у нее обычно нет куратора и какой-то особой идеи — галереи сами выбирают вещи, которые просто невозможно показать на стенде, но тем не менее можно приобрести. Но из-за того, что эти произведения большого формата во всех смыслах слова, статус у них, скорее, предмузейный — тут чаще заключают контракты на музейные выставки. Правда, на этот раз у выставки был куратор — Джанни Джетцер из вашингтонского Музея Хиршхорна. Он отобрал 74 проекта, созданных за последние 50 лет; хотя тут преобладают «свежие» вещи, встречаются и работы ветеранов: Янниса Кунеллиса, Эмилио Ведовы, Брюса Наумана, Дэна Флавина, Гилберта и Джорджа. Один из них, Гюнтер Юккер, создал из своих фирменных гвоздей на стене впечатляющий лозунг «Никогда не спорьте с полицейскими».

Первое, что видишь, пройдя за гигантские белые занавеси, закрывающие вход на выставку, — странную карусель — быстро вращающуюся огромную тарелку, на дне которой стоит кровать в натуральную величину, а на краю сидит молодой человек и невозмутимо читает книжку. Художник Юлиус фон Бисмарк апеллирует к Галилею и мыслит себя центром Вселенной (работа называется «Эгоцентричная система»). Рядом блестящая конструкция, напоминающая строительные леса. Знаменитый китаец Ай Вэйвэй не изменяет своей любимой теме — сплоченности масс: во внушительную пирамиду сложено 750 велосипедов самой популярной в Китае марки Forever (фактически это памятник одному из соотечественников художника, Ян Цзя, арестованному за нелегальный прокат велосипедов, чье дело имело огромный резонанс в Китае и в результате привело к смертной казни).

Вальяжных гостей вернисажа немножко и попугали жизненным перформансом: в одном из залов крушили музейные витрины (точно повторяющие витрины каирского музея, разграбленного в 2011 году) — так Каддер Аттиа мыслит себе «арабскую весну». Осколки стекла и камни — зрелище не из приятных. Поэтому многие предпочли воспользоваться предложением бразильцев из OPAVIVARÁ! и улеглись в развешанные художниками гамаки. Тут зона покоя и медитации, вокруг — цветущие деревья (цветы, правда, оказываются из полиэтиленовых пакетов, несущих смерть природе).

Сразу несколько залов-инсталляций наводят на банальные, но оттого не перестающие быть востребованными мысли о мусоре и способах его эстетизации. Инсталляция датчанина по имени Тал Р так и называется — «Мусорный человек», она представляет собой коллажи из всякой печатной продукции. Словак Роман Ондак представил целый зал со скульптурами, созданными из обшарпанной мебели, сломанных кресел, оторванных ручек — все это руками художника сложено в новые, не лишенные обаяния объекты. Таким образом он воссоздал бытовую атмосферу эпохи печатных машинок Remington — каждая из 50 скульптур включает в себя деталь машинки. Райан Макгинли позволяет зрителям заглянуть в мир своих эротических грез: комната «Годовой отчет» от пола до потолка оклеена фотографиями обнаженных моделей, которых художник снимал в своей студии, — надо сказать, это один из самых популярных экспонатов выставки. Якуб Юлиан Зиолковски действует в каком-то смысле еще жестче: в его выгородке работы художника-маргинала, живописующего женщин с восемью грудями, и мистические глаза, глядящие с небес. На такой «сюр» в других обстоятельствах искушенная базельская публика и не взглянула бы — но, раз профессиональный художник выбрал своего героя, смотрит как миленькая. Кстати, теме «художник в роли галериста» будет посвящен один из запланированных на ярмарке паблик-токов, то есть практика эта по-прежнему занимает художественные умы.

Наконец, невероятно смешную инсталляцию «Живая натура» на модную нынче тему рисовальных классов для всех желающих соорудил британский юморист Дэвид Шригли. В центре он поставил трехметрового силиконового «Аполлона» (вернее сказать, микеланджеловского Давида) с торчащими ушами и длинным утиным носом, отнюдь не атлетического телосложения, а вокруг расставил мольберты, предложив публике поупражняться в рисовании с натуры. Прелесть в том, что любой самый академический рисунок с такой натуры превращается в карикатуру.

Просмотры: 3791
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Что покажет Пушкинский в 2019 году
Будущий год в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина пройдет под знаком Британии: здесь покажут Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, а для выставки Томаса Гейнсборо соберут его работы из главных музеев страны.
04 декабря 2018
3
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
В музее запланированы выставки Якоба Йорданса, Роберто Матты и Паоло Уччелло, совместные проекты с Национальным археологическим музеем Неаполя, Лувром, Британским музеем и ГМИИ имени А.С.Пушкина.
04 декабря 2018
4
Григорий Лепс: «Я не связываю иконопись и творчество»
В Государственном историческом музее проходит выставка икон из собрания Григория Лепса «Предивное художество». В интервью нашей газете музыкант рассказал о прошлом и будущем своей коллекции.
05 декабря 2018
5
Кристина Карри: «Брейгель не был ханжой, он хотел развлечь и даже шокировать зрителя»
Следующий год во Фландрии посвящен Питеру Брейгелю и мастерам его круга. Во время визита в Москву эксперт по творчеству династии Брейгелей Кристина Карри рассказала о новых исследованиях и открытиях в этой области.
04 декабря 2018
6
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
7
Всегда обманываться рад
Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются.
05 декабря 2018
8
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
9
«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле
В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму.
04 декабря 2018
10
В РОСИЗО — ГЦСИ после скандала с премиями назначен новый директор
Им стала заместитель директора департамента музеев Минкультуры РФ Софья Грачева.
05 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru