The Art Newspaper Russia
Поиск

Ван Гог: загадочное убийство или суицид?

COLLECTION: MUSEE TAVET-DELACOUR, PONTOISE

COLLECTION: MUSEE TAVET-DELACOUR, PONTOISE

Историки искусства разделились на два лагеря. Специалисты из амстердамского музея опровергают недавнее заявление о том, что художника убил 16-летний школьник.

Кто убил Винсента Ван Гога? До того как два года назад Стивен Найфе и Грегори Уайт-Смит опубликовали исчерпывающую биографию художника, непреложно считалось, что во время своего пребывания во Франции он совершил самоубийство. Но американские авторы выдвинули сенсационную теорию: Ван Гога застрелил 16-летний школьник Рене Секретан, хотя неясно, сделал ли он это намеренно. Художник прожил еще два дня и, как утверждают авторы, «с удовлетворением принял смерть». Он защитил Секретана, утверждая, что это было самоубийство.

В июльском выпуске Burlington Magazine в полемику включился амстердамский Музей Ван Гога. В подробной биографической статье два ведущих исследователя музея, Луи ван Тилборг и Тейо Меедендроп, настаивают на версии самоубийства. Нет сомнения только в том, что он умер спустя два дня после того, как получил огнестрельное ранение 27 июля 1890 года где-то в Овер-сюр-Уаз. Они предприняли расследование, в основном опираясь на малоизвестное интервью, которое Секретан дал незадолго до своей смерти в 1957 году. Секретан вспоминал, что у него был пистолет, из которого он стрелял по белкам. Он и его старший брат Гастон знали Ван Гога. Рене Секретан утверждает, что художник украл у него оружие, но ничего не говорит о выстреле. Найфе и Смит сочли интервью предсмертным признанием и сослались на покойного историка искусств Джона Ревалда, который упоминал о слухах, ходивших в Овере о том, что ребята случайно застрелили художника. Авторы полагают, что Ван Гог решил защитить Рене и Гастона от обвинений.

Заключения криминалистов

Найфе и Смит обратили внимание на характер раны и пришли к выводу, что выстрел был произведен «с некоторого расстояния от тела, а не в упор». Так свидетельствовали врачи, лечившие Ван Гога: его друг доктор Поль Гаше и местный практикующий врач Жан Мазери. Рассмотрев факты, ван Тилборг и Меедендроп убедились в том, что Ван Гог совершил самоубийство. В их статье говорится, что интервью Секретана «ни в малейшей степени» не подкрепляет версию об убийстве, совершенном намеренно или по неосторожности. Из интервью следует только то, что Ван Гог каким-то образом получил оружие братьев. Авторы подчеркивают, что, хотя Ревалд и пересказывал слухи о Секретанах, он не слишком-то в них верил. Ван Тилборг и Меедендроп ссылаются на новые данные, опубликованные в прошлом году в книге Алена Роана Винсент Ван Гог: найдено ли орудие самоубийства? Доктор Гаше вспоминал, что рана была коричневой с фиолетовым ободком. Фиолетовый кровоподтек — это следствие удара пули, а коричневый след — это ожог от пороха: значит, оружие находилось близко к груди, под рубашкой, а следовательно, Ван Гог стрелял в себя сам. Кроме того, Роан обнаружил новые сведения об оружии. В 1950-е годы был найден ржавый револьвер, закопанный в поле прямо за Шато д’Овер, где, как говорят, Ван Гог выстрелил в себя. Анализ показал, что револьвер провел в земле от 60 до 80 лет. Оружие нашли рядом с дорогой, которую в 1904 году сын доктора Гаше изобразил на картине под названием Овер: место, где Винсент совершил самоубийство. Револьвер был обнаружен прямо за низкими фермерскими домами, изображенными в центре картины.

Статья в Burlington Magazine касается также последних недель жизни Ван Гога. Авторы спорят с общепринятой теорией, согласно которой художник был в депрессии из-за того, что потерял финансовую поддержку своего брата Тео. Ван Тилборг и Меедендроп утверждают, что Ван Гог был больше озабочен тем, что Тео не позволял ему участвовать в принятии решений. У Тео были серьезные проблемы с работодателем, галереей «Буссо и Валадон», и он собирался начать собственное дело: предполагалось, что это будет галерея, но Тео даже не посоветовался с братом, отчего тот стал чувствовать себя еще более одиноко. Ван Тилборг и Меедендроп заключают, что самоубийство было не импульсивным актом, а тщательно обдуманным решением. Хотя поведение Тео и сыграло свою роль, но ключевым фактором стала болезненная мысль художника, что одержимость искусством повергла его в бездну душевного смятения. Авторы ищут следы этого смятения в последних работах Ван Гога и указывают на то, что, когда он стрелял в себя, у него в кармане была прощальная записка брату. Традиционно последней работой Ван Гога считается картина Вороны над пшеничным полем, но она была закончена около 10 июля, более чем за две недели до смерти художника. Сам он так писал об этом полотне: «Огромное пространство под бурным небом, усеянное пшеницей. Я пытался выразить печаль, крайнее одиночество». Ван Тилборг уже предполагал, что последними работами Ван Гога были две незаконченные картины — Корни деревьев и Фермы возле Овера. В статье выдвигается гипотеза, что первая из них — это программное прощальное произведение, показывающее, как борются за выживание вязы.

Ван Гог утверждал, что он застрелился. Ту же версию поддерживали и его близкие. Найфе и Смит утверждают, что художник лгал, а ван Тилборг и Меедендроп полагают, что он говорил правду. По всей вероятности, нужно внимательнее изучить свидетельства современников о самоубийстве.

Доктор Гаше немедленно послал Тео записку с сообщением, что Винсент «ранил себя». Аделина Раву, чей отец держал гостиницу, где жил художник, позже вспоминала, что Ван Гог сказал полицейскому: «Я сам хотел себя убить».

Ужасное ранение

Винсент был очень близок с братом. Трудно поверить, что он солгал брату о своем ужасном ранении только для того, чтобы спасти от полиции двух подтрунивавших над ним подростков. В конце концов, для Тео было гораздо труднее перенести самоубийство, поскольку он чувствовал в нем долю своей вины. Душераздирающе звучат последние слова Винсента Ван Гога: «Именно так я хотел уйти». В своем письме к жене Тео рассказывает: «Прошло несколько минут, и все было кончено: он обрел покой, который не смог найти на земле».

Просмотры: 3361
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
4
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
5
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
6
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
7
Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II
Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых».
13 февраля 2018
8
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
9
Холокост, БДСМ и поп-арт смешались в романе Бориса Лурье
Нью-Йорк 1970-х вдохновил художника на фантасмагорический роман «Дом Аниты», который был издан лишь после смерти автора.
16 февраля 2018
10
Реконструкция Гран-пале в Париже обойдется почти в €0,5 млрд
Крупнейшее выставочно-ярмарочное пространство французской столицы в 2020 году закроется на трехлетнюю реконструкцию, на время которой FIAC, Paris Photo и Биеннале антикваров подыскивают другие площадки.
13 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru