The Art Newspaper Russia
Поиск

Древо проросло в новом «Гараже»

Одна из выставок в новом пространстве музея представит генеалогию современного русского искусства

фото: garageccc.com

фото: garageccc.com

Идея проекта возникла полтора года назад, когда главный куратор «Гаража» Кейт Фаул задалась вопросом о том, как устроено современное русское искусство, что из чего возникло. Вопрос был обращен к Александре Обуховой, заведующей архивом музея, которая в ответ согласилась попробовать выстроить генеалогическое древо российского искусства, начиная с 1950-х.

«Для начала я взяла доску и в центре прикрепила карточку „Илья Кабаков“. Кабакова я выбрала потому, что он объективно сегодня главный русский художник. Далее я обратилась к его видеоинсталляции Нома, или Московский концептуальный круг, которую он сделал в 1993 году для Кунстхалле в Гамбурге. Она состояла из 12 комнат, и каждая из них была посвящена одному художнику, включая и самого автора. Выбор именно этих художников был мотивирован их важностью в жизни Кабакова. Так от записки в центре доски пошли 11 лучей с именами тех, кто был героем Номы, — рассказывает Обухова. — Дальше выяснилось, что одна из точек — группа „Коллективные действия“,  соответственно, и от нее тоже пошли свои линии. Древо стало прорастать во все стороны: Ленинград, Киев, Одесса… Затем появляются Воронеж, Краснодар и Нижний Новгород, возникают новые имена, группы и сообщества. Связи здесь самые разные: учитель и ученик, взаимовлияния и влияния, дружеские и даже семейные отношения. Последнее важно потому, что я не разделяю творчество и жизнь».

Но это единственный субъективный момент проекта. «Самым важным было то, чтобы не проводить ни одной линии, которая не подтверждена документальным свидетельством», — поясняет Александра Обухова.

Свидетельства эти самые разные, собранные в научном архиве «Гаража» его сотрудниками. В какой-то момент древо настолько обросло связями, что пришлось даже обратиться к профессиональным социологам, изучающим социальные сети, в том числе в художественной среде. Одна их группа занялась участием одних и тех же художников в одних и тех же выставках, вторая работала над статистикой упоминаний тех или иных имен в газетных и журнальных публикациях.
Не менее амбициозной задачей, чем выстраивание структуры современного русского искусства, стала визуальная подача материала (зрителя не завлечешь только архивными материалами, которые тем не менее будут в специальных витринах). Афиши, реликвии, вроде красного обшарпанного чемодана группы «Зачем» или фанерного микрофона с легендарного перформанса 1996 года Ди Папл под фанеру, рисунок со схемой прохода на акцию Спираль, придуманную Никитой Алексеевым для «Коллективных действий» в 1979 году. «Мы нашли его в архиве коллекционера Леонида Талочкина, который теперь вошел в архив „Гаража“, отсканировали и увеличили для нанесения еще и в виде рисунка на пол», — рассказывает Обухова.

С визуализацией справились при помощи PlayDisplay, компании, специализирующейся на мультимедийных интерактивных проектах. Зритель сначала попадает на большую площадку с круглым столом в центре, за которым будут проходить семинары и дискуссии, напротив — вход в закрытое помещение. Войдя туда, видишь звездное небо со связанными друг с другом планетами — 25 узловых моментов русского искусства: Лианозовская группа, школа Элия Белютина, «Коллективные действия», Новая академия, политический активизм и так далее. Нажимаешь на пульт с нужной планетой — и разворачивается большой экран, где слева идет текст с рассказом о группе, движении или художнике, справа — видеошоу из произведений, документальных фотографий, аудио и видеозаписей. Выставка Древо — это лишь первый этап затеянного «Гаражом» проекта. Его конечная цель, по словам заведующей архивом музея, не менее амбициозна, чем сама его идея, — «назвать поименно всех, кто определил лицо нашего искусства, а также актуализировать наш архив, спровоцировать критику и осмысление проекта и в конце концов взять и написать историю современного русского искусства». 

Материалы по теме
Просмотры: 2480
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru