18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Газпромбанка: о магии цифр и не только

№34
Материал из газеты

Корпоративное собрание банка на выставке в ГЦСИ

Выставка Присутствуя в городе явно и незримо — экспозиция произведений современных российских художников из коллекции Газпромбанка — явственно привязана к цифрам. Например, к числу 25. Во-первых, столько лет исполнилось самому Газпромбанку, во-вторых, это веха, от которой отсчитывается история современного российского искусства, что собирает корпорация — единственная бизнес-структура в России, занимающаяся этим делом планомерно. Если добавить сакральную цифру 3 (таков стаж банковской коллекции), то упреков в нумерологии и пифагорействе будет просто не избежать. К числу же 1622, правда не столь явственно, привязан титр-слоган выставки Присутствуя..., предложенный ее куратором Андреем Паршиковым. Именно в указанном году на улицах Парижа появились прокламации с текстом: «Мы, посланцы главной Коллегии братьев Креста и Розы, зримо и незримо присутствуем в этом городе... Мы показуем и научаем...» Согласимся, что-то футурологическое или футуристическое было в том амбициозном заявлении. Речь, понятно, идет о розенкрейцерах, о тайном сообществе, или братстве, ученых, художников, литераторов и вообще просветителей — словом, об интеллигентах, которые пытались продвинуть знания той эпохи еще дальше, чем их предшественники — гиганты Возрождения.

«Газпромбанк стремится сохранить целостность и изначальный идейный замысел авторов, приобретая не отдельные работы, а полные проекты. Кроме того, мы инициируем создание художниками новых работ специально для коллекции. В ней представлены все жанры и техники, современное искусство России во всем его разнообразии», — говорит корпоративный куратор коллекции Марина Ситнина.

Коллекция Газпромбанка настолько обширна (от ветеранов советского андерграунда до молодых художников) и хронологически и эстетически разнообразна, что вполне может поспособствовать самому изощренному кураторскому выбору. А он в этот раз (до того были выставки коллекции в Московском государственном университете и в венской Альбертине) сфокусировался на теме магии художественного видения, эмпирического и артистического знания. «О зачарованных пространствах и сообществах и о том, нужно ли их „разочаровывать“», — так сформулировал свою концепцию куратор. Он решил пересмотреть сквозь призму розенкрейцерства высказывания/произведения 12 российских художников из собрания банка. И тут кстати, к теме urbis et orbis (послание «к городу и миру»), пришлись криптологические опусы Дмитрия Гутова (картина Знак «М», отсылающая к столичной подземке), «таинственные» абстрактные схемы коммунальных квартир Александры Паперно, «дионисийские» разгулы десантников на ВДНХ на фото Сергея Браткова (Моя Москва) и, наконец, своего рода opus magnum всей выставки — инсталляция Изделия Анатолия Осмоловского на большом подиуме в Государственном центре современного искусства — бронзовые танковые башни со срезанными пушками. 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+