18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Айдан Салахова: между ориентализмом и постмодерном

Одалисок Айдан Салаховой летом покажут в Серпуховском историко-художественном музее — поближе к вакханкам Генриха Семирадского и красавицам Константина Маковского. В серпуховском музее хранится весьма достойная коллекция русского искусства XIX века, где заметное место отведено академистам. С их картинами работы действующего академика Академии художеств Айдан Салаховой сравнивать будет особенно интересно.

Салахову принято считать адептом неоакадемизма. Начав с феминистских тем, выраженных на ее холстах узнаваемыми гендерными символами, уже в 1990‑е она стала отдавать предпочтение Красоте — так появились ее одалиски. Когда современные художники отказывались от живописи как анахронизма, консерватизм Айдан выглядел радикальным жестом. Тогда еще можно было говорить о некоторой близости к «академизму»: и тут и там только восхищение прекрасной плотью. Со временем раскрепощенные женщины Востока у Айдан надели паранджу, но от этого не став менее радикальными. Скорее, наоборот: паранджа скрывала более откровенную чувственность. В выставленных в Серпухове проектах Раскрытие, Предстояние, Персидские миниатюры, а также в новых работах изображены ритуальные сцены. Из суфийских мистификаций, иконописи и психоанализа сложился пряный постмодернистский букет. В этих сюжетах, где в центре всегда Женщина, все — иносказание. Если искать аналогии в истории искусства, то это Экстаз святой Терезы Бернини. Монахиня Тереза — в состоянии блаженства, абсолютно чувственного, но придраться к нему невозможно, потому что все там согласно каноническому житию святой. У Айдан похожая история. Она изображает ритуал с помощью знаков, символизирующих чувственность. И обнаруживает общую природу между духовным и чувственным: в обоих действует механизм катарсиса — просветление через аффект. И хотя от академизма здесь остались лишь точность рисунка и композиции, а также академическое знание истории искусств, закутанным в мраморные одеяния гуриям наверняка будет удобно в залах неоклассического особняка, построенного Романом Клейном

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+