The Art Newspaper Russia
Поиск

Cuba не Libre. Художники Острова свободы бунту предпочитают конформизм

За арестованную Таню Бругеру вступились лишь ее иностранные коллеги, а соотечественники испугались

Искусство протеста: Марк Уоллингер читает в Тейт Модерн отрывок из романа 1984 Джорджа Оруэлла
Искусство протеста: Марк Уоллингер читает в Тейт Модерн отрывок из романа 1984 Джорджа Оруэлла

Ведущие художники, критики и кураторы в Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Далласе и Роттердаме выступили против ареста кубинской художницы Тани Бругеры и изъятия у нее паспорта. Участники пикета, среди которых были британцы Джереми Деллер, Марк Уоллингер, Боб и Роберта Смит, 18 апреля выступили в Тейт Модерн в Лондоне. Каждый из них за отведенную минуту у микрофона говорил о том, о чем хотел сказать, — именно так на площади Революции в Гаване Таня Бругера в декабре собиралась провести свой перформанс Шепот Татлина № 6, за подготовку к которому ее и арестовали. Художнице были предъявлены обвинения в нарушении общественного порядка, сопротивлении при аресте и преступных намерениях.

«Биеннале — бойкот!»

Раздаются призывы бойкотировать финансируемую государством Гаванскую биеннале (до 22 июня). Как ни странно, объявленный вне закона Шепот Татлина впервые был поставлен именно на этой биеннале в 2009 году. Однако Бругера, задержанная на Кубе, утверждает, что в 2015 году вычеркнута из списка участников. По ее словам, организаторы готовы включить ее работу в программу только в том случае, если действие будет разыгрываться в стенах музея или другой художественной институции, но ни в коем случае не на улице. Но, говорит она, «никто не догадывается... что после того, как мы впервые показали Шепот Татлина, двери во все арт-учреждения передо мной закрылись». «Я даже пыталась протащить проект обходным путем — через Фонд Людвига в Ахене их партнерам [на Кубе]. Кубинский режиссер сказал, что идея блестящая, но представлять ее лучше другому художнику. Слава богу, в фонде ответили: „Нет, это работа Тани; никто другой это делать не будет“», — рассказывает художница.

Перформансы Гватемалы

Регина Хосе Галиндо, искусствовед Густаво Бунтинкс и доминиканский художник Дэвид Перес Кармадавис отказались от участия в биеннале в поддержку Бругеры и работающего в жанре граффити Эль Сексто, который находится под арестом за подготовку произведения, критикующего деятельность Рауля Кастро.

Галиндо в открытом письме выступила против того, чтобы «пользоваться привилегиями, в то время как другие подвергаются гонениям и репрессиям». Она хотела поставить свой перформанс под названием Канья независимо от биеннале в кубинском городе Кивикан. Однако, после того как ее послание было опубликовано, художница узнала, что ей все же придется обращаться к организаторам, чтобы получить пропуск на плантации сахарного тростника, которые нужны для работы. Независимый куратор, сотрудничающий с Галиндо, намекал, что в таком случае «лучше» было бы вообще отказаться от этой идеи.

Репрессивный режим

Кубинское арт-сообщество раскололось надвое. К примеру, Ласаро Сааведра, лауреат Национальной премии в области изящных искусств 2014 года, задается вопросом, могло ли вообще что-то изменить участие Бругеры. По его мнению, «Таня прекрасно знала, что они не позволят ей это сделать». Недавний выпускник Высшего художественного института в Гаване, участвовавший в подготовке и репетициях перформанса Бругеры, признался, что работа весьма «спорная».
Кубинский куратор и критик Херардо Москера, организатор биеннале в 1980-х, откровенно рассказал о преследовании художников на Кубе. По его мнению, наивно думать, что оттепель в дипломатических отношениях между Кубой и США означает, что кубинские власти становятся более либеральными и терпимыми. «Пока политики ищут пути выстраивания диалога, власти будут усиливать контроль над населением и подавлять оппозицию. Реакция на перформанс [Бругеры] — лишнее тому подтверждение», — говорит он. Москера отмечает, что биеннале для кубинских художников — одна из немногих возможностей привлечь к себе внимание мирового арт-сообщества. «Кубинские художники не выступили в защиту Тани, потому что боятся испортить отношения с кураторами и коллекционерами, приезжающими раз в два года, — как же, а вдруг тогда не купят их работы?» — объясняет он.

Бругера тоже винит в сложившейся ситуации страх и самоцензуру. «Когда нужно приручить дикую лошадь, требуется грубая сила. Но когда животное уже выдрессировали, нужно только уметь им управлять. На Кубе художников достаточно лишь слегка пришпорить», — ехидно замечает она. 

Просмотры: 2585
Популярные материалы
1
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
2
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
3
Музею Рублева грозит полное выселение из Спасо-Андроникова монастыря
Будущее музея обсуждалось на заседании комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом, состоявшемся в Минкультуры РФ.
17 июня 2019
4
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
5
Медиамагнат Патрик Драи приобрел Sotheby’s за $3,7 млрд
Таким образом, Sotheby’s, акции которой торговались на нью-йоркской фондовой бирже в течение 31 года, вновь станет частной компанией.
18 июня 2019
6
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
7
Клип для певицы Билли Айлиш повторяет произведения Маурицио Каттелана
Судя по всему, режиссер клипа Дейв Мейерс использовал образы, позаимствованные у художников — и не в первый раз.
14 июня 2019
8
Сюрреалистический гербарий Макса Эрнста собрали в Эрмитаже
Живопись и графику Эрнста 1920-х годов впервые показывают в России.
18 июня 2019
9
Литмузей открылся в новом здании в центре Москвы
Это самая большая выставочная площадка Государственного музея истории российской литературы, которая в перспективе должна стать музеем отечественной литературы ХХ века.
18 июня 2019
10
Центр Жоржа Помпиду устроил ретроспективу Доры Маар
На выставке представлено более 400 фотографий, картин и документов художницы, шагавшей в ногу с ХХ веком.
19 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru