The Art Newspaper Russia
Поиск

Никола Пуссен. Вольнодумец и философ или истовый католик?

Об этом выставка в Лувре к 350-летию со дня смерти основателя классицизма

Никола Пуссен (1594–1665). Вознесение Богоматери. Около 1629

Никола Пуссен (1594–1665). Вознесение Богоматери. Около 1629

Со времени публикации в 1958 году одной из авторитетнейших в научном мире монографий о Никола Пуссене (1594—1665) английского искусствоведа Энтони Бланта бытует мнение, что религия занимала весьма скромное место в жизни и творчестве французского мастера XVII века. Что он был скорее стоиком, чем христианином, скорее вольнодумцем, чем правоверным католиком. Что подтверждает и превалирующее количество сюжетов из античной мифологии в его наследии.

Однако в последнее время это мнение, еще раз декларированное искусствоведом Жаком Тюилье в его объемном каталоге к выставке Пуссена в Лувре в 1994 году, стало подвергаться сомнению.

Не в последнюю очередь благодаря Марку Фумароли, еще одного специалиста по Пуссену. Тщательнейшим образом исследовав биографию Пуссена, он пришел к выводу, что тот был ортодоксальным католиком, и что Блант представлял художника чуть ли не леваком из-за своих коммунистических симпатий. Известно, что в Риме, где Пуссен провел большую часть своей жизни и там же умер, он был близок кардиналу Франческо Барберини и дружил с его секретарем Кассиано даль Поццо. Они покровительствовали ему и заказали не одну картину на религиозную тему, такие как, например, Мученичество святого Эразма, 1628; Семь таинств, 1639–1640.

Теперь эта точка зрения нашла свое воплощение в выставке Пуссен и Бог в Лувре. Кураторы собрали для нее 63 живописных полотна и 34 рисунка на библейские и евангельские темы из коллекции Лувра и других музеев. Их распределили по семи разделам: римский католицизм, картины на тему Святого семейства, патроны-иезуиты и друзья-католики, предпочтение христианского провидения языческому фатуму, образы Моисея и Христа в творчестве Пуссена и, в конце,  его величественные пейзажи, пронизанные божественным присутствием. Тем самым зрителю предлагают рассматривать искусство Пуссена, где часто соседствуют сакральное и языческое, в контексте его религиозных воззрений. И это еще один ключ к пониманию наследия большого мастера, но, скорее всего, тоже не последний.

Параллельно с выставкой Пуссена в Лувре открылась еще одна — Изготовление сакральных образов. Рим-Париж, 1580—1660. Она включает 85 картин, скульптур и рисунков и создает контекстуальный фон для выставки Пуссена. Акцент здесь сделан на различиях национальных школ в эпоху Контрреформации — триумфально-театральной в Риме и куда более классической, сдержанной и рациональной у французов.

Просмотры: 10169
Популярные материалы
1
Переезд мумий из старого музея в Каире в новый прошел как парад
Царские мумии перевезли в новый музейный комплекс — Национальный музей египетской цивилизации.
05 апреля 2021
2
Эрмитаж призывают беречь детей от обнаженных статуй
Это не первый случай, когда посетителей российских музеев и галерей возмущают произведения в жанре ню. Пиотровский ответил недовольным.
08 апреля 2021
3
Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля
Музеи Московского Кремля на выставке «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» собрали уникальные памятники, обладающие исключительной ценностью.
05 апреля 2021
4
Власти Италии запретили круизным лайнерам заходить в Венецианскую лагуну
ЮНЕСКО проводит встречи с участием мэра Венеции Луиджи Бруньяро и зарубежных экспертов, чтобы разработать альтернативные маршруты прохода круизных лайнеров через Венецию.
05 апреля 2021
5
У Лувра может смениться глава
Над президентом крупнейшего музея Франции Жан-Люком Мартинесом, контракт которого заканчивается, сгущаются тучи.
07 апреля 2021
6
Космический мир Марины Федоровой
Известная российская художница Марина Федорова покоряет Землю и космос, а мир Cosmodreams показывают в парке «Зарядье».
09 апреля 2021
7
Коллекция Центра Помпиду отправится на гастроли, пока тот будет закрыт на ремонт
Турне крупнейшего в Европе собрания модернизма и современного искусства, насчитывающего 120 тыс. работ, позволит кураторам сохранить свои рабочие места.
06 апреля 2021
8
12 парижан в Ярославле — от Жоржа Сёра до Мориса Утрилло
Самая ранняя работа на выставке в Ярославском художественном музее — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке.
07 апреля 2021
9
Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях Кремля
В честь юбилея полета Юрия Гагарина Музеи Московского Кремля впервые представляют авангардную коллекцию украшений Нади Леже, созданную полвека назад и посвященную первому космонавту.
09 апреля 2021
10
Джо Викери обещает навести культурные мосты между Россией и миром
Эксперт по русскому искусству Джо Викери рассказала о своей миссии в агентстве Vickery Art и на посту главного редактора Russian Art Focus.
08 апреля 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru