The Art Newspaper Russia
Поиск

За закрытыми дверьми: чем занимаются дилеры

Дельцы средней руки отказываются от традиционных площадок в пользу более гибких моделей

Нуждаются ли дилеры в физическом пространстве, или им достаточно виртуального?
Нуждаются ли дилеры в физическом пространстве, или им достаточно виртуального?

Все большее число дилеров уходит из материальных офлайновых галерей, предпочитая фриланс-проекты и «кочевые» бизнес-модели. Ряд дилеров средней руки, закрывших свои галереи в прошлом году, сейчас возвращается на рынок с гибридными проектами, в которых они выступают одновременно в роли арт-консультантов, посредников и кураторов, зачастую работая в союзе с бывшими конкурентами.

«Мне хотелось иметь больше свободы», — говорит Антонио Хомем из галереи Sonnabend, закрывшей свое нью-йоркское пространство в прошлом году. Теперь Хомем, который унаследовал традиционную галерейную модель от своей покойной матери Илеаны Соннабенд, вместе с галереей Sean Kelly представляет фотографа Кандиду Хёфер. Совместная работа дает ему возможность посвящать больше времени организации передвижных выставок знаменитой коллекции Соннабенд, в том числе грядущих экспозиций в Ка’Пезаро в Венеции (май — декабрь) и в Фонде Серральвеса в Португалии (февраль — май 2016 года).

«Сейчас, когда мир современного искусства так разросся, стало куда проще заниматься многими вещами, — говорит бывший галерист Джей Горни. — У независимых кураторов, арт-консультантов и людей, предпочитающих нетрадиционные методы работы, появилось гораздо больше возможностей».

За одну выставку куратор-фрилансер может получить до $50 тыс., меньшие выплаты варьируются между $2 тыс. и $10 тыс. плюс проценты с продаж.

С 1985 по 2005 год Горни владел собственной галереей, после чего занял должность директора галереи Mitchell-Innes & Nash в Нью-Йорке. В прошлом году он покинул ее, чтобы открыть собственную независимую дилерскую и консультационную фирму, и с тех пор успел принять участие в ряде художественных ярмарок, в том числе в Independent Projects и Outsider Art Fair, и продолжает исполнять роль независимого консультанта по работе с наследием покойной американской художницы Сары Чарльзуорт. В июне он планирует провести выставку художницы-абстракционистки Деборы Ремингтон в манхэттенской галерее Wallspace.

Такое расширение сферы деятельности происходит одновременно с тем, что «содержать физическое галерейное пространство становится все труднее».

«Все больше денег достается все более узкому кругу художников и галерей», — сетует Горни.

«В то время как галереи и художники в этом топовом сегменте получают от расширения рынка огромные прибыли, для галерей среднего и нижнего сегментов выгоды от этого гораздо меньшие или их даже совсем нет», — говорит экономист Олав Вельтхёйс, адъюнкт-профессор социологии в Амстердамском университете.

За последнее десятилетие стоимость аренды возросла, а посещаемость галерей снизилась; в то же время размеры комиссионных вознаграждений уменьшились, а необходимость принимать участие в художественных ярмарках и устраивать выставки стала увеличиваться. «Назовем это эффектом торговой сети Walmart: это ровно то, что Home Depot сделали с мелкими магазинами бытовой техники, а Amazon — с книжными, — говорит Майкл Пламмер, глава Artvest Partners и исполнительный директор нью-йоркской ярмарки Spring Masters. — То же самое происходит в индустрии искусства, только с запозданием на 15–20 лет».

Многие дилеры средней руки попросту устали от традиционной системы. Николь Клагсбрун, которая после 30 лет работы закрыла в 2013 году носившую ее имя галерею в Нью-Йорке, теперь продолжает работу на арт-рынке с собственной компанией, а 10 мая открывает выставку художницы-керамистки Бри Руэ в галерее Mesler/Feuer (до 21 июня). «Я совсем не скучаю по лишним расходам, — говорит она, — не скучаю по трудностям, связанным с поиском новых художников, с удерживанием уже имеющихся, с уходом работников в другие галереи, с борьбой за участие в ярмарках. Все это приняло чересчур механистический характер».

«Люди были шокированы», когда Кристен Додж в прошлом году закрыла одноименную галерею. «Во многих отношениях дела у нас шли очень даже хорошо, и я не распространялась о своей неуверенности», — говорит она. Решение о закрытии нью-йоркского дела «далось труднее, чем решения о его открытии или об управлении галереей», признается Додж, которая продолжает работать с отдельными художниками и коллекционерами, но по большей части «наслаждается жизнью вне художественной среды».

Однако при всех преимуществах свободы и гибкости, которые дает эта кочевая модель, она не лишена и недостатков. Физические пространства по-прежнему обладают определенным престижем, и большая часть ведущих художественных ярмарок не допускает к участию дилеров без галерей, уверяет дилер Эдвард Винклеман, занимающийся поиском новой площадки, с тех пор как в прошлом году истек срок его договора аренды в Челси. Более того, по его словам, «художники предпочитают выставлять свои работы в рамках персональных выставок и стремятся в галереи, предоставляющие такую возможность».

И все же, по мере того как арт-рынок будет консолидироваться, все большее число дилеров начнут отказываться от физических площадок. «Галерейное пространство символизирует такой рынок, где успешные дилеры могут полагаться на узкий круг лояльных клиентов, — говорит Вельтхёйс. — По-видимому, те времена уже прошли».

Просмотры: 3206
Популярные материалы
1
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
2
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
3
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
4
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
5
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
6
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
7
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
8
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
9
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
10
Гран-пале приглашает прогуляться по Помпеям
Иммерсивная выставка представляет археологические сокровища и новые открытия.
30 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru