The Art Newspaper Russia
Поиск

За закрытыми дверьми: чем занимаются дилеры

Дельцы средней руки отказываются от традиционных площадок в пользу более гибких моделей

Нуждаются ли дилеры в физическом пространстве, или им достаточно виртуального?
Нуждаются ли дилеры в физическом пространстве, или им достаточно виртуального?

Все большее число дилеров уходит из материальных офлайновых галерей, предпочитая фриланс-проекты и «кочевые» бизнес-модели. Ряд дилеров средней руки, закрывших свои галереи в прошлом году, сейчас возвращается на рынок с гибридными проектами, в которых они выступают одновременно в роли арт-консультантов, посредников и кураторов, зачастую работая в союзе с бывшими конкурентами.

«Мне хотелось иметь больше свободы», — говорит Антонио Хомем из галереи Sonnabend, закрывшей свое нью-йоркское пространство в прошлом году. Теперь Хомем, который унаследовал традиционную галерейную модель от своей покойной матери Илеаны Соннабенд, вместе с галереей Sean Kelly представляет фотографа Кандиду Хёфер. Совместная работа дает ему возможность посвящать больше времени организации передвижных выставок знаменитой коллекции Соннабенд, в том числе грядущих экспозиций в Ка’Пезаро в Венеции (май — декабрь) и в Фонде Серральвеса в Португалии (февраль — май 2016 года).

«Сейчас, когда мир современного искусства так разросся, стало куда проще заниматься многими вещами, — говорит бывший галерист Джей Горни. — У независимых кураторов, арт-консультантов и людей, предпочитающих нетрадиционные методы работы, появилось гораздо больше возможностей».

За одну выставку куратор-фрилансер может получить до $50 тыс., меньшие выплаты варьируются между $2 тыс. и $10 тыс. плюс проценты с продаж.

С 1985 по 2005 год Горни владел собственной галереей, после чего занял должность директора галереи Mitchell-Innes & Nash в Нью-Йорке. В прошлом году он покинул ее, чтобы открыть собственную независимую дилерскую и консультационную фирму, и с тех пор успел принять участие в ряде художественных ярмарок, в том числе в Independent Projects и Outsider Art Fair, и продолжает исполнять роль независимого консультанта по работе с наследием покойной американской художницы Сары Чарльзуорт. В июне он планирует провести выставку художницы-абстракционистки Деборы Ремингтон в манхэттенской галерее Wallspace.

Такое расширение сферы деятельности происходит одновременно с тем, что «содержать физическое галерейное пространство становится все труднее».

«Все больше денег достается все более узкому кругу художников и галерей», — сетует Горни.

«В то время как галереи и художники в этом топовом сегменте получают от расширения рынка огромные прибыли, для галерей среднего и нижнего сегментов выгоды от этого гораздо меньшие или их даже совсем нет», — говорит экономист Олав Вельтхёйс, адъюнкт-профессор социологии в Амстердамском университете.

За последнее десятилетие стоимость аренды возросла, а посещаемость галерей снизилась; в то же время размеры комиссионных вознаграждений уменьшились, а необходимость принимать участие в художественных ярмарках и устраивать выставки стала увеличиваться. «Назовем это эффектом торговой сети Walmart: это ровно то, что Home Depot сделали с мелкими магазинами бытовой техники, а Amazon — с книжными, — говорит Майкл Пламмер, глава Artvest Partners и исполнительный директор нью-йоркской ярмарки Spring Masters. — То же самое происходит в индустрии искусства, только с запозданием на 15–20 лет».

Многие дилеры средней руки попросту устали от традиционной системы. Николь Клагсбрун, которая после 30 лет работы закрыла в 2013 году носившую ее имя галерею в Нью-Йорке, теперь продолжает работу на арт-рынке с собственной компанией, а 10 мая открывает выставку художницы-керамистки Бри Руэ в галерее Mesler/Feuer (до 21 июня). «Я совсем не скучаю по лишним расходам, — говорит она, — не скучаю по трудностям, связанным с поиском новых художников, с удерживанием уже имеющихся, с уходом работников в другие галереи, с борьбой за участие в ярмарках. Все это приняло чересчур механистический характер».

«Люди были шокированы», когда Кристен Додж в прошлом году закрыла одноименную галерею. «Во многих отношениях дела у нас шли очень даже хорошо, и я не распространялась о своей неуверенности», — говорит она. Решение о закрытии нью-йоркского дела «далось труднее, чем решения о его открытии или об управлении галереей», признается Додж, которая продолжает работать с отдельными художниками и коллекционерами, но по большей части «наслаждается жизнью вне художественной среды».

Однако при всех преимуществах свободы и гибкости, которые дает эта кочевая модель, она не лишена и недостатков. Физические пространства по-прежнему обладают определенным престижем, и большая часть ведущих художественных ярмарок не допускает к участию дилеров без галерей, уверяет дилер Эдвард Винклеман, занимающийся поиском новой площадки, с тех пор как в прошлом году истек срок его договора аренды в Челси. Более того, по его словам, «художники предпочитают выставлять свои работы в рамках персональных выставок и стремятся в галереи, предоставляющие такую возможность».

И все же, по мере того как арт-рынок будет консолидироваться, все большее число дилеров начнут отказываться от физических площадок. «Галерейное пространство символизирует такой рынок, где успешные дилеры могут полагаться на узкий круг лояльных клиентов, — говорит Вельтхёйс. — По-видимому, те времена уже прошли».

Просмотры: 2734
Популярные материалы
1
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
2
Брат за брата, меценат против мецената
Монументальный труд «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» призван столетие спустя восстановить справедливость в отношении владельцев знаменитых частных собраний искусства.
15 февраля 2019
3
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
4
Венецианский беглец: Лоренцо Лотто как великий портретист
Даже и сотни лет спустя художники эпохи Возрождения нередко воспринимаются через призму иерархии, существовавшей при их жизни и во многом ее определявшей. Но историки искусства стремятся отдать должное каждому по отдельности.
15 февраля 2019
5
Александр Сокуров сделает проект для Венецианской биеннале по мотивам живописи старых мастеров
Картины из собрания Эрмитажа станут основой для проекта кинорежиссера в павильоне России в Венеции, а его реализацией займутся студенты.
20 февраля 2019
6
«Омовение ног» в истинном свете
Реставрация старообрядческого образа помогла найти под состаренной иконой XX века живопись второй половины XVI столетия.
15 февраля 2019
7
Человек, шагающий по направлению к самому себе
Еще одна биография Альберто Джакометти — вынужденно краткая, но вполне достоверная.
15 февраля 2019
8
Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова
По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей.
19 февраля 2019
9
В мюнхенской Пинакотеке модернизма вспоминают Баухаус
Столетие Баухауса, отмечаемое во всем мире, дало музею повод показать все свое собрание дизайна.
19 февраля 2019
10
Почти как при Фамусове
В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
20 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru