The Art Newspaper Russia
Поиск

Голландцы большие и крайне рачительные

Совместный проект российских региональных музеев и нидерландского Фонда культурной инвентаризации на базе Омского областного музея изобразительных искусств продлится до 2017 года

Презентация материалов второго международного семинара
Презентация материалов второго международного семинара

Деятельность Фонда культурной инвентаризации (SCI), основанного в Нидерландах в 1997 году, направлена на изучение, опись и каталогизацию неизвестных ранее произведений голландского и фламандского искусства за пределами США и Европы. Лия Гортер, директор SCI, вспоминает, что многолетняя программа описи объектов этих двух национальных художественных школ, распыленных по самым разным странам, началась после того, как однажды она получила факс из Национального музея Кубы. Тамошние искусствоведы прислали на предварительную атрибуцию изображения восьми фламандских и голландских картин. Оказалось, что в кубинском музее хранится 175 произведений «малых голландцев», не зафиксированных ни в одном каталоге. С тех пор и началась кропотливая работа по собиранию художественных осколков некогда могущественной культурной империи.

Большая часть работы SCI связана с деятельностью российских региональных собраний. Крупные столичные коллекции — Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа — описаны и собраны в тома солидных каталогов, тогда как едва ли не в каждой из областных галерей обязательно живут картины, скульптуры или объекты мелкой декоративной пластики, происходящие из Голландии либо Фландрии. И пока голландцы не столкнулись с реальной жизнью российских музеев, главной задачей Фонда культурной инвентаризации, рука об руку работающего с Государственной службой Нидерландов по культурному наследию (RCE) и Реставрационным ателье Лимбурга (SRAL), было создание единой информационной базы обо всех памятниках и артефактах национальных школ, хранящихся, например, в России. Такая информация незаменима при исследовании жизни и творчества не самых знаменитых художников, о которых известно гораздо меньше, чем о Рубенсе или Рембрандте. И при атрибуции новонайденных картин. Ну и при работе над большими выставками, в которых редко используемые шедевры никогда не бывают лишними.

Однако, описывая россыпи национальных школ, рассредоточенные в собраниях Урала и Сибири, нидерландские специалисты быстро осознали, что коллегам нужно помогать не только информацией, но и научно-методическими семинарами (к настоящему времени состоялось уже два, на июнь в Омске намечен третий научно-практический семинар "Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской живописи XVII—XIX веков"). Один из первых докладов, открывающих сборник тезисов второго такого собрания, недавно изданный Омским областным музеем изобразительных искусств им. М. А.Врубеля, посвящен влиянию климата на деревянные произведения искусства (доклад Барта Анкельмана из RCE), другой — влиянию света и всевозможных излучений на музейные коллекции (доклад Рене Хоппенбраурса из SRAL), третий — тому, как правильно построить реставрационный стол для соединения частей деревянных основ живописи (Кейт Меймур из SRAL). Теория и практика, короче говоря, идут рядом.

Сначала специалисты SCI изучали и описывали коллекции средней полосы России и только затем выдвинулись на Урал и в Сибирь. В первых своих поездках голландские искусствоведы и реставраторы за один только месяц посетили 40 музеев, выявив интересные работы в Екатеринбурге, Владивостоке, Иркутске, Новосибирске, Томске, Тюмени, Челябинске. Одна из самых представительных в российском Зауралье коллекций голландцев и фламандцев оказалась именно в Омске, ставшем центром этой международной программы. Теперь сотрудники Омского областного музея участвуют в интернациональных выставках, ездят изучать опыт коллег в Европу, сами проводят встречи и семинары. И что, может быть, самое важное — готовятся открыть у себя в городе межрегиональные реставрационные мастерские, в которых провинциальные музеи нуждаются примерно так же, как и в грамотном, вменяемом менеджменте. 

Просмотры: 3353
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Картина Рубенса станет одним из топ-лотов на нью-йоркских торгах старых мастеров Sotheby's
Картина, изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет
02 декабря 2019
4
Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»
Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства.
03 декабря 2019
5
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
6
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
7
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
8
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
9
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
10
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru