The Art Newspaper Russia
Поиск

Голландцы большие и крайне рачительные

Совместный проект российских региональных музеев и нидерландского Фонда культурной инвентаризации на базе Омского областного музея изобразительных искусств продлится до 2017 года

Презентация материалов второго международного семинара
Презентация материалов второго международного семинара

Деятельность Фонда культурной инвентаризации (SCI), основанного в Нидерландах в 1997 году, направлена на изучение, опись и каталогизацию неизвестных ранее произведений голландского и фламандского искусства за пределами США и Европы. Лия Гортер, директор SCI, вспоминает, что многолетняя программа описи объектов этих двух национальных художественных школ, распыленных по самым разным странам, началась после того, как однажды она получила факс из Национального музея Кубы. Тамошние искусствоведы прислали на предварительную атрибуцию изображения восьми фламандских и голландских картин. Оказалось, что в кубинском музее хранится 175 произведений «малых голландцев», не зафиксированных ни в одном каталоге. С тех пор и началась кропотливая работа по собиранию художественных осколков некогда могущественной культурной империи.

Большая часть работы SCI связана с деятельностью российских региональных собраний. Крупные столичные коллекции — Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа — описаны и собраны в тома солидных каталогов, тогда как едва ли не в каждой из областных галерей обязательно живут картины, скульптуры или объекты мелкой декоративной пластики, происходящие из Голландии либо Фландрии. И пока голландцы не столкнулись с реальной жизнью российских музеев, главной задачей Фонда культурной инвентаризации, рука об руку работающего с Государственной службой Нидерландов по культурному наследию (RCE) и Реставрационным ателье Лимбурга (SRAL), было создание единой информационной базы обо всех памятниках и артефактах национальных школ, хранящихся, например, в России. Такая информация незаменима при исследовании жизни и творчества не самых знаменитых художников, о которых известно гораздо меньше, чем о Рубенсе или Рембрандте. И при атрибуции новонайденных картин. Ну и при работе над большими выставками, в которых редко используемые шедевры никогда не бывают лишними.

Однако, описывая россыпи национальных школ, рассредоточенные в собраниях Урала и Сибири, нидерландские специалисты быстро осознали, что коллегам нужно помогать не только информацией, но и научно-методическими семинарами (к настоящему времени состоялось уже два, на июнь в Омске намечен третий научно-практический семинар "Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской живописи XVII—XIX веков"). Один из первых докладов, открывающих сборник тезисов второго такого собрания, недавно изданный Омским областным музеем изобразительных искусств им. М. А.Врубеля, посвящен влиянию климата на деревянные произведения искусства (доклад Барта Анкельмана из RCE), другой — влиянию света и всевозможных излучений на музейные коллекции (доклад Рене Хоппенбраурса из SRAL), третий — тому, как правильно построить реставрационный стол для соединения частей деревянных основ живописи (Кейт Меймур из SRAL). Теория и практика, короче говоря, идут рядом.

Сначала специалисты SCI изучали и описывали коллекции средней полосы России и только затем выдвинулись на Урал и в Сибирь. В первых своих поездках голландские искусствоведы и реставраторы за один только месяц посетили 40 музеев, выявив интересные работы в Екатеринбурге, Владивостоке, Иркутске, Новосибирске, Томске, Тюмени, Челябинске. Одна из самых представительных в российском Зауралье коллекций голландцев и фламандцев оказалась именно в Омске, ставшем центром этой международной программы. Теперь сотрудники Омского областного музея участвуют в интернациональных выставках, ездят изучать опыт коллег в Европу, сами проводят встречи и семинары. И что, может быть, самое важное — готовятся открыть у себя в городе межрегиональные реставрационные мастерские, в которых провинциальные музеи нуждаются примерно так же, как и в грамотном, вменяемом менеджменте. 

Просмотры: 2560
Популярные материалы
1
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
2
Рем Колхас представил проект реконструкции Новой Третьяковки
Новую Третьяковку на Крымском Валу планируют реконструировать поэтапно, а экспозицию современного искусства временно выставят в Лаврушинском переулке.
20 февраля 2018
3
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
4
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
5
Режиссер Уэс Андерсон стал куратором
Вместе со своей девушкой, писательницей и дизайнером Джуман Малуф, он готовит выставку в венском Музее истории искусств. Детали экспозиции не раскрываются.
21 февраля 2018
6
Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности
Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце.
19 февраля 2018
7
Экспертов не подпустили к авангарду в Генте
Комиссия, которая должна была установить аутентичность произведений русского авангарда из коллекции Фонда Дилегем, снятых с показа в Музее изящных искусств в Генте, не смогла начать работу.
20 февраля 2018
8
Носки из музеев мира, или Низко о высоком
Пушкинский музей запустил линейку носков по мотивам шедевров из своей коллекции. По этому случаю мы показываем новинки и вспоминаем опыт коллег.
20 февраля 2018
9
Ввоз и вывоз произведений искусства: новые правила
Приняты изменения в ряд законодательных актов, касающихся оборота культурных ценностей, в том числе в федеральный закон о вывозе и ввозе. Часть закона о ввозе уже действует, раздел о вывозе вступит в силу 30 марта.
21 февраля 2018
10
Николай Полисский о «Пламенеющей готике»: «Это созданный на пустом месте конфликт»
Художник и основатель фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» Николай Полисский рассказал TANR о скандале вокруг его произведения «Пламенеющая готика».
19 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru