The Art Newspaper Russia
Поиск

Голландцы большие и крайне рачительные

Совместный проект российских региональных музеев и нидерландского Фонда культурной инвентаризации на базе Омского областного музея изобразительных искусств продлится до 2017 года

Презентация материалов второго международного семинара
Презентация материалов второго международного семинара

Деятельность Фонда культурной инвентаризации (SCI), основанного в Нидерландах в 1997 году, направлена на изучение, опись и каталогизацию неизвестных ранее произведений голландского и фламандского искусства за пределами США и Европы. Лия Гортер, директор SCI, вспоминает, что многолетняя программа описи объектов этих двух национальных художественных школ, распыленных по самым разным странам, началась после того, как однажды она получила факс из Национального музея Кубы. Тамошние искусствоведы прислали на предварительную атрибуцию изображения восьми фламандских и голландских картин. Оказалось, что в кубинском музее хранится 175 произведений «малых голландцев», не зафиксированных ни в одном каталоге. С тех пор и началась кропотливая работа по собиранию художественных осколков некогда могущественной культурной империи.

Большая часть работы SCI связана с деятельностью российских региональных собраний. Крупные столичные коллекции — Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа — описаны и собраны в тома солидных каталогов, тогда как едва ли не в каждой из областных галерей обязательно живут картины, скульптуры или объекты мелкой декоративной пластики, происходящие из Голландии либо Фландрии. И пока голландцы не столкнулись с реальной жизнью российских музеев, главной задачей Фонда культурной инвентаризации, рука об руку работающего с Государственной службой Нидерландов по культурному наследию (RCE) и Реставрационным ателье Лимбурга (SRAL), было создание единой информационной базы обо всех памятниках и артефактах национальных школ, хранящихся, например, в России. Такая информация незаменима при исследовании жизни и творчества не самых знаменитых художников, о которых известно гораздо меньше, чем о Рубенсе или Рембрандте. И при атрибуции новонайденных картин. Ну и при работе над большими выставками, в которых редко используемые шедевры никогда не бывают лишними.

Однако, описывая россыпи национальных школ, рассредоточенные в собраниях Урала и Сибири, нидерландские специалисты быстро осознали, что коллегам нужно помогать не только информацией, но и научно-методическими семинарами (к настоящему времени состоялось уже два, на июнь в Омске намечен третий научно-практический семинар "Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской живописи XVII—XIX веков"). Один из первых докладов, открывающих сборник тезисов второго такого собрания, недавно изданный Омским областным музеем изобразительных искусств им. М. А.Врубеля, посвящен влиянию климата на деревянные произведения искусства (доклад Барта Анкельмана из RCE), другой — влиянию света и всевозможных излучений на музейные коллекции (доклад Рене Хоппенбраурса из SRAL), третий — тому, как правильно построить реставрационный стол для соединения частей деревянных основ живописи (Кейт Меймур из SRAL). Теория и практика, короче говоря, идут рядом.

Сначала специалисты SCI изучали и описывали коллекции средней полосы России и только затем выдвинулись на Урал и в Сибирь. В первых своих поездках голландские искусствоведы и реставраторы за один только месяц посетили 40 музеев, выявив интересные работы в Екатеринбурге, Владивостоке, Иркутске, Новосибирске, Томске, Тюмени, Челябинске. Одна из самых представительных в российском Зауралье коллекций голландцев и фламандцев оказалась именно в Омске, ставшем центром этой международной программы. Теперь сотрудники Омского областного музея участвуют в интернациональных выставках, ездят изучать опыт коллег в Европу, сами проводят встречи и семинары. И что, может быть, самое важное — готовятся открыть у себя в городе межрегиональные реставрационные мастерские, в которых провинциальные музеи нуждаются примерно так же, как и в грамотном, вменяемом менеджменте. 

Просмотры: 2443
Популярные материалы
1
Музеи не хотят становиться «сферой услуг»
Союз музеев России против приравнивания их деятельности к оказанию услуг по организации отдыха и развлечений. Соответствующее заявление — ответ на действующие законы и законодательные инициативы.
21 ноября 2017
2
В Хорватии найдена могила музы Эгона Шиле Валли Нойциль
Место захоронения превратят в памятник юной модели и возлюбленной художника. «Портрет Валли» известен как «австрийская „Мона Лиза“» и в свое время стал причиной длительного судебного разбирательства.
22 ноября 2017
3
Коллекционер Долорес Томас Сильвестре подарила России 58 картин
Основательница испанского Фонда Сурикова передала в Музейный фонд Российской Федерации произведения художников XX века.
23 ноября 2017
4
Александра Шатских: «Половина публики стоит перед „Черным квадратом“ и думает, что ее дурачат»
Куратор выставки «Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“» в павильоне «Рабочий и колхозница» рассказала TANR, где у супрематиста искать импрессионизм и диалог с Рембрандтом.
23 ноября 2017
5
Christie’s объявил о начале предаукционного тура коллекции Рокфеллеров
Торги обещают стать крупнейшим событием в аукционной истории, а выручка будет направлена на поддержку десяти благотворительных организаций.
21 ноября 2017
6
Азиатские коллекционеры сделали кассу Christie’s и Sotheby’s
Завершилась неделя аукционов импрессионизма, модернизма и современного искусства в Нью-Йорке. Вспоминаем самые важные продажи этой серии торгов, помимо рекорда в $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи.
21 ноября 2017
7
Первый шедевр Гауди в Барселоне открылся для посетителей
Дом, построенный архитектором по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса, открылся после реставрации. Проект профинансировал андоррский банк MoraBanc, который приобрел здание три года назад.
20 ноября 2017
8
Дом Рубенса в Антверпене раскрывает секрет шедевра Тициана из частной коллекции
Несколько веков портрет загадочной молодой женщины и маленькой девочки скрывался под изображением «Святого Тобиаса и ангела», написанным поверх него сразу после смерти художника.
23 ноября 2017
9
Коллекционер Георгий Апазидис: «Зверев был по-библейски незащищенным человеком»
Об Анатолии Звереве и коллекционировании икон с TANR поговорил Георгий Апазидис, сын Димитрия Апазидиса, коллекционера работ Зверева и друга Георгия Костаки.
21 ноября 2017
10
О призраках, рыцарях, театре и политике
О новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной «готическому вкусу» и императору Павлу I, рассказал ее куратор Сергей Хачатуров.
20 ноября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru