18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый свет в окне

№33
Материал из газеты

Второе рождение витража, в версии художников ХХ века

После войны у витражного искусства во Франции начинается новая жизнь. Чаще по государственной и церковной инициативе, реже по частной. Художники активно привлекаются для замены уничтоженных витражей, восстановления поврежденных и создания новых. Заказы стали получать не просто светские, а самые современные художники. Строительство церкви Нотр-Дам-де-Ту-Грас в Пасси в 1946 году возмутило консервативных католиков. Мало того что выглядит как обычное савойское шале и крыша домиком, так еще и оформлять ее позвали художников Парижской школы. Фасад сделал Фернан Леже, а ветхозаветные истории на стеклах — Жан Базен, Пьер Боннар, Жорж Брак, Марк Шагал.

Еще меньше напоминает церковь часовня Ле Корбюзье в Роншане (1955) — шедевр из бетона с задранным к небу «носом», с маленькими окнами разной формы и крышей-треуголкой. Ле Корбюзье считал витражи признаком старой архитектуры и вместо них использовал просто цветные стекла. Первые абстрактные витражи, работы Альфреда Манесье, появились в крошечной церквушке XVIII века Сен-Мишель-де-Брезо в горах на востоке Франции.

Мощным памятником витражному искусству XX века стал cобор Сент-Этьенн в Меце. Его назвали «божественным светильником», потому что стекло в нем занимает более 6 тыс. м2. Охраняемый памятник архитектуры с уникальной коллекцией витражей с XIII века первым допустил к себе художников-авангардистов. Начал в 1957 году Жак Вийон, старший из братьев Дюшан. В 1964-м подключились Роже Бисьер, витражи которого напоминают живопись Пауля Клее, и Марк Шагал. Для уже немолодого художника это был первый, но не последний опыт работы со стеклом. После Меца он получил заказы от семьи Рокфеллеров, от Организации Объединенных Наций и так далее. А сегодня его витражами вдохновляется, например, Дэмиен Хёрст.

В 1976 году в разрушенном в годы войны соборе Сен-Сир в Невере начались масштабные работы по восстановлению витражей, завершившиеся только в 2011 году. Более 1 тыс. м2 поделили между собой пятеро художников: Рауль Убак, Жан-Мишель Альберола, Клод Виаллат, Франсуа Руан и Готфрид Хонеггер. Получился музей французского искусства второй половины XX века под готическими сводами собора. А суровую романскую архитектуру XII века аббатства Сен-Фуа в Конке подсветил Пьер Сулаж. Художник долго искал подходящее стекло, хотел, чтобы витражи в тени принимали цвет песочных стен, а на солнце отражали окружающую зелень. Стекло — толстое, с бугристой поверхностью — нашлось, а все 104 арочных окна он связал лентой своего любимого черного цвета.

Кураторы выставки подробно останавливаются на каждом соборе, дополняют витражные секции чертежами, фотографиями и видео. Рассказывают и о современных витражных мастерских, и об этапах производства стекла, и о том, что витражи возможны не только в соборах, но и в спортивных залах Парижа. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+