The Art Newspaper Russia
Поиск

Соцреализм взяли на анализ. Результаты выдали зрителям

Новый проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной в залах Третьяковки

Игорь Макаревич и Елена Елагина. Фотография. 2009

Игорь Макаревич и Елена Елагина. Фотография. 2009

Несколько лет назад выставка Игоря Макаревича и Елены Елагиной In Situ прошла в Музее истории искусств, в Вене, где работы наших концептуалистов показали вместе с полотнами Брейгеля, Кранаха, Грюневальда, Альтдорфера. Нынешний спецпроект Макаревич — Елагина: анализ искусства еще более интересный опыт погружения в музейную среду: художники выставлены в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Соцреализм и русский авангард, конечно же, вдохновляли дуэт неизмеримо больше, чем Ренессанс, и вот наконец появилась возможность увидеть советское искусство рядом с его «безумным двойником». В зале авангарда Большой праздничный гриб установили напротив Архитектона Малевича, а экспонаты Рыбной выставки и новые работы расположены среди полотен Пластова, Коржева и Герасимова как агенты концептуализма. Макаревич и Елагина, безусловно, гениальные рассказчики. Каждая их выставка — практически роман, абсурдный и при этом замечательно ироничный. Выставка в постоянной экспозиции Третьяковки — это роман в романе, события которого разворачиваются в пространстве мифа — духоподъемного авангарда и душного соцреализма.

Проект Грибы русского авангарда, из которого вырос гигантский мухомор, увенчанный башней Татлина, — одна из самых ярких мистификаций художников. Нашими концептуалистами было достоверно установлено, что русский авангард — порождение культа мухомора, сохранившегося на Руси с древнейших времен. Согласно легенде иррациональная природа авангарда — следствие галлюциноза, в который погрузились художники, одурманенные поганым зельем.

Не менее увлекательно выглядит и мистификация о Рыбной выставке, прошедшей на самом деле в 1935 году, и ее каталог вышел вовсе без иллюстраций. Произведения были реконструированы Макаревичем и Елагиной лишь по названиям. Ассамбляжи из консервных банок, колбочек, баночек и трубочек, старых фотографий и текстов сложились в инсталляцию. Убогий хлам усилиями художников превратился в сакральные предметы советского религиозного культа, назначение которых неподвластно логическому объяснению. Мистическая природа советской культуры вдохновляла еще «Коллективные действия», активными участниками которых были и Макаревич с Елагиной. Однако, в отличие от эфемерных акций КД, работы дуэта всегда отличались пластической основательностью.

Встреча концептуализма и соцреализма в одном музее — настоящий триллер, в котором концептуализм играет роль Чужого, вторгшегося на заповедную территорию. Концептуальные объекты, конечно, добавляют саспенса в колхозные пасторали соцреалистов — и Весна Пластова, Матери Ткачевых и Лед пошел Герасимова заиграли новыми красками. 

Просмотры: 2132
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
9
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru