18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Соцреализм взяли на анализ. Результаты выдали зрителям

№33
Материал из газеты

Новый проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной в залах Третьяковки

Несколько лет назад выставка Игоря Макаревича и Елены Елагиной In Situ прошла в Музее истории искусств, в Вене, где работы наших концептуалистов показали вместе с полотнами Брейгеля, Кранаха, Грюневальда, Альтдорфера. Нынешний спецпроект Макаревич — Елагина: анализ искусства еще более интересный опыт погружения в музейную среду: художники выставлены в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Соцреализм и русский авангард, конечно же, вдохновляли дуэт неизмеримо больше, чем Ренессанс, и вот наконец появилась возможность увидеть советское искусство рядом с его «безумным двойником». В зале авангарда Большой праздничный гриб установили напротив Архитектона Малевича, а экспонаты Рыбной выставки и новые работы расположены среди полотен Пластова, Коржева и Герасимова как агенты концептуализма. Макаревич и Елагина, безусловно, гениальные рассказчики. Каждая их выставка — практически роман, абсурдный и при этом замечательно ироничный. Выставка в постоянной экспозиции Третьяковки — это роман в романе, события которого разворачиваются в пространстве мифа — духоподъемного авангарда и душного соцреализма.

Проект Грибы русского авангарда, из которого вырос гигантский мухомор, увенчанный башней Татлина, — одна из самых ярких мистификаций художников. Нашими концептуалистами было достоверно установлено, что русский авангард — порождение культа мухомора, сохранившегося на Руси с древнейших времен. Согласно легенде иррациональная природа авангарда — следствие галлюциноза, в который погрузились художники, одурманенные поганым зельем.

Не менее увлекательно выглядит и мистификация о Рыбной выставке, прошедшей на самом деле в 1935 году, и ее каталог вышел вовсе без иллюстраций. Произведения были реконструированы Макаревичем и Елагиной лишь по названиям. Ассамбляжи из консервных банок, колбочек, баночек и трубочек, старых фотографий и текстов сложились в инсталляцию. Убогий хлам усилиями художников превратился в сакральные предметы советского религиозного культа, назначение которых неподвластно логическому объяснению. Мистическая природа советской культуры вдохновляла еще «Коллективные действия», активными участниками которых были и Макаревич с Елагиной. Однако, в отличие от эфемерных акций КД, работы дуэта всегда отличались пластической основательностью.

Встреча концептуализма и соцреализма в одном музее — настоящий триллер, в котором концептуализм играет роль Чужого, вторгшегося на заповедную территорию. Концептуальные объекты, конечно, добавляют саспенса в колхозные пасторали соцреалистов — и Весна Пластова, Матери Ткачевых и Лед пошел Герасимова заиграли новыми красками. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+