The Art Newspaper Russia
Поиск

Соцреализм взяли на анализ. Результаты выдали зрителям

Новый проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной в залах Третьяковки

Игорь Макаревич и Елена Елагина. Фотография. 2009

Игорь Макаревич и Елена Елагина. Фотография. 2009

Несколько лет назад выставка Игоря Макаревича и Елены Елагиной In Situ прошла в Музее истории искусств, в Вене, где работы наших концептуалистов показали вместе с полотнами Брейгеля, Кранаха, Грюневальда, Альтдорфера. Нынешний спецпроект Макаревич — Елагина: анализ искусства еще более интересный опыт погружения в музейную среду: художники выставлены в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Соцреализм и русский авангард, конечно же, вдохновляли дуэт неизмеримо больше, чем Ренессанс, и вот наконец появилась возможность увидеть советское искусство рядом с его «безумным двойником». В зале авангарда Большой праздничный гриб установили напротив Архитектона Малевича, а экспонаты Рыбной выставки и новые работы расположены среди полотен Пластова, Коржева и Герасимова как агенты концептуализма. Макаревич и Елагина, безусловно, гениальные рассказчики. Каждая их выставка — практически роман, абсурдный и при этом замечательно ироничный. Выставка в постоянной экспозиции Третьяковки — это роман в романе, события которого разворачиваются в пространстве мифа — духоподъемного авангарда и душного соцреализма.

Проект Грибы русского авангарда, из которого вырос гигантский мухомор, увенчанный башней Татлина, — одна из самых ярких мистификаций художников. Нашими концептуалистами было достоверно установлено, что русский авангард — порождение культа мухомора, сохранившегося на Руси с древнейших времен. Согласно легенде иррациональная природа авангарда — следствие галлюциноза, в который погрузились художники, одурманенные поганым зельем.

Не менее увлекательно выглядит и мистификация о Рыбной выставке, прошедшей на самом деле в 1935 году, и ее каталог вышел вовсе без иллюстраций. Произведения были реконструированы Макаревичем и Елагиной лишь по названиям. Ассамбляжи из консервных банок, колбочек, баночек и трубочек, старых фотографий и текстов сложились в инсталляцию. Убогий хлам усилиями художников превратился в сакральные предметы советского религиозного культа, назначение которых неподвластно логическому объяснению. Мистическая природа советской культуры вдохновляла еще «Коллективные действия», активными участниками которых были и Макаревич с Елагиной. Однако, в отличие от эфемерных акций КД, работы дуэта всегда отличались пластической основательностью.

Встреча концептуализма и соцреализма в одном музее — настоящий триллер, в котором концептуализм играет роль Чужого, вторгшегося на заповедную территорию. Концептуальные объекты, конечно, добавляют саспенса в колхозные пасторали соцреалистов — и Весна Пластова, Матери Ткачевых и Лед пошел Герасимова заиграли новыми красками. 

Просмотры: 2040
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
5
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
6
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
7
Beat Film Festival покажет фильмы об искусстве
Показы пяти документальных картин пройдут в летнем кинотеатре музея «Гараж» с 1 по 10 июня. Среди них — нашумевшие ленты Аньес Варда и художника JR, Натаниеля Кана и других.
19 апреля 2018
8
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
9
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
10
Утром — деньги, вечером — Харинг?
Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил.
24 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru