18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Муху» возглавил Василий Кичеджи

Стало известно, что 14 мая на пост ректора Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица (в прошлом Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной) в Санкт-Петербурге временно назначен Василий Кичеджи, один из соратников петербургского губернатора Георгия Полтавченко, бывший вице-губернатор Петербурга по вопросам науки, культуры, образования и СМИ, исполнявший обязанности председателя городского Комитета по культуре до назначения на эту должность Василия Панкратова. В 1990-е годы Кичеджи возглавлял Челябинский тракторный завод и до Петербурга практически не был связан со сферой культуры и искусства, что неоднократно ставили ему на вид многие представители городской интеллигенции.

В Художественно-промышленной академии уже несколько лет тянется конфликт вокруг назначения на должность ректора, что отражает глубокий системный кризис образования в одном из главных художественных вузов страны. В 2009 году при содействии предыдущего ректора Алексея Талащука, многие годы возглавлявшего академию, на эту должность был избран скульптор Александр Пальмин, который своими действиями и кадровыми решениями (как, например, увольнением неугодных ему преподавателей) восстановил против себя коллектив. В 2012 году сотрудники и преподаватели протестовали против маленькой зарплаты, студенты — против сокращения учебного плана по основным дисциплинам и все они — против методов управления. В результате в 2014 году Пальмин был отправлен в отставку, и в Художественно-промышленную академию был призван кризис-менеджер: исполняющим обязанности ректора был назначен Александр Черных из Инженерно-строительной академии, бывший специалист в области деревообработки. Это назначение вызвало сдержанный оптимизм преподавателей, прежде всего кафедры рисунка и живописи: так, на полугодовом ректорском обходе в зимнюю сессию Черных прислушивался к мнению профессионалов и не выказывал собственных амбиций. В то же время авторы петиции «Сохранить Художественно-промышленную академию им. А.Л.Штиглица („Муху“)» на сайте Change.org, собравшей более 4 тыс. подписей, справедливо утверждают: «Знаменитую художественную Школу должен возглавить профессионал, хорошо знакомый с многочисленными проблемами образовательного процесса».

Нынешнее назначение и.о.ректора Василия Кичеджи смотрится как часть аппаратной игры: оставшемуся после ухода из правительства города без работы чиновнику подыскали место. Это, путь и временное кадровое решение, стало неожиданностью абсолютно для всех сотрудников академии и явно не отвечает представлениям преподавателей и студентов о судьбе альма-матер. Впрочем, как она сложится при новом ректоре, сейчас сказать невозможно. Выступая, Кичеджи произнес дежурный набор фраз про «сохранение уникальной художественной школы, неповторимого петербургского стиля, замечательных традиций». Однако ситуация в учебном заведении такова, что на кафедре живописи факультета монументально-декоративного искусства, которая исторически главенствует в «Мухе», практически нет авторитетных в мире искусства преподавателей, которые бы участвовали в актуальном художественном процессе. При этом именно Художественно-промышленная академия — благодаря или вопреки образованию — регулярно поставляет современных художников, известных не только на петербургской арт-сцене. Отсюда вышли «Непокоренные» во главе с Ильей Гапоновым, удачно применившие в современном искусстве полученные ремесленные навыки живописцев, а отделившийся от них Павел Шугуров сделал карьеру главного художника города Владивостока. Выпускники «Мухи» за прошедшее десятилетие попадали в номинанты «Инновации» и становились лауреатами этой премии, как Иван Плющ и участники группы «Мыло» Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов. Хочется, чтобы в CV современных художников строчка «Художественно-промышленная академия имени Штиглица» не просто значилась, но и что-то значила.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+